
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД № 34RS0041-01-2023-001803-24
Дело № 88-34059/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2-110/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 26 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К.,
судей Авериной Е.Г., Думушкиной В.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 к СНТ «Строитель» о возложении обязанности убрать контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, взыскании судебной неустойки
по кассационной жалобе ответчика СНТ «Строитель» на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 28 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 13 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., судебная коллегия
установила:
ФИО8 обратился в суд с иском к СНТ «Строитель» в лице председателя о возложении обязанности убрать контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), взыскании судебной неустойки.
В обоснование требований указал, что истец является собственником земельного участка № №, расположенного по адресу: Волгоградская область, Урюпинский район, территория Добринского сельского поселения, СНТ «Строитель». На земельном участке расположен садовый домик. Земельный участок огорожен металлическим забором. 19 октября 2023 года председатель СНТ «Строитель» разместила около принадлежащего истцу земельного участка контейнеры для сбора ТКО, которые не были очищены от мусорных отходов и не прошли санитарную обработку. Истец полагает, что размещение контейнеров для сбора ТКО в непосредственной близости к забору нарушает его права.
Решением Урюпинского городского суда Волгоградской области от 28 марта 2024 года исковые требования удовлетворены частично. На СНТ «Строитель» в лице председателя ФИО9 возложена обязанность убрать контейнеры для сбора ТКО, расположенные около земельного участка № № с кадастровым номером № по адресу: Волгоградская область, Урюпинский район, территория Добринского сельского поселения, СНТ «Строитель» на расстояние не менее 20 м от границ участка. С СНТ «Строитель» в лице председателя ФИО10 в пользу ФИО11. взыскана неустойка за неисполнение решения суда в размере 100 руб. за каждый день неисполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 13 июня 2024 года решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 28 марта 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе председатель правления СНТ «Строитель» ФИО12 просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что истец отказался от иска к ФИО13 а не заявил о замене ненадлежащего ответчика, в связи с чем, суд должен был прекратить производство по делу. Пункт 5.11 СНиП 30-02-97 не распространяется на мусорные контейнеры, временно выведенные из оборота на период с ноября по апрель, в связи с не предоставлением услуги по обращению с ТКО и размещенные на земельном участке, принадлежащем СНТ «Строитель».
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО14 является собственником земельного участка № № расположенного по адресу: Волгоградская область, Урюпинский район, территория Добринского сельского поселения, СНТ «Строитель», на котором находится садовый домик. Данные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи от 6 ноября 2014 года. Земельный участок огорожен металлическим забором.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ председателем правления СНТ «Строитель» с 18 ноября 2021 года является ФИО15 которая имеет право действовать без доверенности от имени юридического лица СНТ «Строитель».
14 октября 2023 года правлением СНТ «Строитель» принято решение о том, что в связи с отсутствием вывоза твердых коммунальных отходов в период с 19 октября 2023 года по май 2024 года определить место временного хранения контейнеров ТКО на зимний период на территории СНТ «Строитель», прилегающей к участкам № № и № №
Собственником земельного участка № №, расположенного по адресу: Волгоградская область, Урюпинский район, территория Добринского сельского поселения, СНТ «Строитель», является ФИО16 - председатель правления СНТ.
8 ноября 2023 года истец ФИО17. обратился в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районе с заявлением о разрешении вопроса по установке контейнеров для сбора ТКО в соответствии с действующим законодательством.
Из фототаблицы от 8 ноября 2023 года следует, что имеющейся в материале проверки территориального отдела в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах Управления Роспобребнадзора по Волгоградской области по обращению ФИО18 контейнеры для сбора ТКО в количестве 3 штук фактически расположены около забора истца ФИО19
Из ответа территориального отдела Управления Роспотребнадзора от 29 ноября 2023 года на обращение ФИО20. следует, что согласно информации администрации Добринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области контейнерная площадка для сбора ТКО вблизи дачного участка № № в схему очистки населенных пунктов Добринского сельского поселения не вносилась. Согласно информации СНТ «Строитель» контейнерная площадка для сбора ТКО расположена на земельном участке с координатами 50.819805СШ, 41.961828ВД.
Таким образом, территория около забора истца ФИО21. не является площадкой для сбора ТКО.
Как следует из пояснений в суде первой инстанции представителя ответчика ФИО22., действительно в СНТ имеется контейнерная площадка, однако она не оборудована и находится на окраине СНТ, в связи с чем, из-за опасений за сохранность контейнеров для сбора ТКО было принято решение разместить их на территории, прилегающей к участкам № № и № №, учитывая, что деятельность СНТ носит сезонный характер и в период времени с 1 ноября по 31 апреля в СНТ никто не проживает, в нем отсутствует газоснабжение и водоснабжение.
Из ответа территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области также следует, что по результатам рассмотрения обращения Поддубного С.В. СНТ «Строитель» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился Волгоградский областной суд, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установив, что имеются нарушения в размещении контейнеров для сбора ТКО в непосредственной близости от границы земельного участка истца в части несоблюдения требований СНиП 30-02-97, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО23 и возложении на СНТ «Строитель» в лице председателя ФИО24 обязанности убрать контейнеры для сбора ТКО, расположенные около земельного участка № № на расстояние не менее 20 м от границ участка.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с позицией судов первой и апелляционной инстанций, отклоняя доводы кассационной жалобы, так как они не основаны на нормах права, в связи с чем не являются состоятельными для отмены судебных актов.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.10 СП 53.13330.2019 Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения) на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
С 1 марта 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 3 от 28 января 2021 года.
Согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
По смыслу пункта 5 СанПин 2.1.3684-21 выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
В пункте 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, закреплено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.
На основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, полномочия по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Отклоняя доводы ответчика, аналогичные заявленным в кассационной жалобе, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми закреплено, что одной из целей деятельности СНТ является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с ТКО, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия) (пункт 1 статьи 7).
В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции по результатам оценки представленных доказательств достоверно установлено нарушение прав истца на благоприятную окружающую среду размещением мусорных контейнеров на расстоянии менее 20 метров от участка истца в нарушение п. 5.11. СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения».
Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права. Изложение заявителем своего представления о фактической стороне дела и толкования закона не является основанием для отмены судебных актов.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 1, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»).
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 28 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 13 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Е.К. Фрид
Судьи Е.Г. Аверина
В.М. Думушкина
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 28 ноября 2024 года.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД № 34RS0041-01-2023-001803-24
Дело № 88-34059/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2-110/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(Резолютивная часть)
г. Краснодар 26 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К.,
судей Авериной Е.Г., Думушкиной В.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО25 к СНТ «Строитель» о возложении обязанности убрать контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, взыскании судебной неустойки
по кассационной жалобе ответчика СНТ «Строитель» на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 28 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 13 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 28 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 13 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Е.К. Фрид
Судьи Е.Г. Аверина
В.М. Думушкина