ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 08RS0009-01-2021-000880-63 |
Дата поступления | 06.12.2024 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Иванов А. Е. |
Дата рассмотрения | 04.02.2025 |
Результат рассмотрения | АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
Номер здания, название обособленного подразделения | Четвертый Кассационный суд общей юрисдикции (административная коллегия) |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 08 - Республика Калмыкия |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Сарпинский районный суд Республики Калмыкия |
Номер дела в первой инстанции | 2а-71/2024 |
Дата решения первой инстанции | 29.03.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Цымбалов Евгений Иванович |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 23.01.2025 | 11:10 | 208 | Заседание отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 13.12.2024 | |||
Судебное заседание | 04.02.2025 | 11:13 | 208 | АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение | 23.01.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
06.12.2024 | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Батаева К. В. | 09.12.2024 | 13.12.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
23.01.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия | 24.01.2025 | 24.01.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Министерство финансов Республики Калмыкия | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Министерство финансов Российской Федерации | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокурор Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия |
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 8а-37689/2024 (88а-1611/2025 - (88а-39722/2024)
номер дела суда 1-й инстанции 2а-71/2024
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 04 февраля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Сергеева С.С., Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы УФК по Республике Калмыкия и администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, поступившие в суд первой инстанции 26 ноября 2024 года и 9 января 2025 года соответственно, на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 29 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 25 июня 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Республики Калмыкия
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснение прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Сарпинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указывая что при проведении проверки исполнения законодательства, направленного на пресечение правонарушений в сфере природопользования установлено, что на территории Сарпинского района Республики Калмыкия на земельных участках, расположенных вблизи с. Кануково, п. Кировский, п. Коробкин, с. Обильное, и п. Шарнут несанкционированно размещены отходы производства и потребления, которые размещены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории входящего в муниципальный район сельского поселения либо на межселенных территориях муниципального района, находятся в ведении органа местного самоуправления муниципального района, который несет ответственность по их надлежащему содержанию. Непринятие администрацией Сарпинского района муниципального образования Республики Калмыкия мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов приводит к нарушению прав граждан на безопасную окружающую среду. В связи с изложенным, с учетом уточненных требований, просил признать бездействие администрации Сарпинского района муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок, незаконным и обязать устранить допущенные нарушения. Также просил обязать Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Калмыкия и администрацию Сарпинского района муниципального образования Республики Калмыкия в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в равных долях профинансировать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок.
Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 29 марта 2024 года требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок. На администрацию Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц путем ликвидации несанкционированных свалок.
На администрацию Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия возложена обязанность в равных долях профинансировать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок.
Апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 25 июня 2024 года оставлено без изменения решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 29 марта 2024 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Калмыкия просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции, в части возложения обязанности на Министерство финансов Российской Федерации из казны Российской Федерации возместить часть расходов, фактически понесенных администрацией муниципального образования на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На кассационную жалобу поступили возражения от прокуратуры Республики Калмыкия, в которой первый заместитель прокурора республики Мухаев А.В. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимал участие прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И., просил в удовлетворении кассационных жалоб отказать, обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела прокуратурой Сарпинского района Республика Калмыкия проведена проверка исполнения законодательства, направленного на пресечение правонарушений в сфере природопользования. В результате обследования территорий, расположенных вблизи населенных пунктов Сарпинского района Республика Калмыкия установлено, что на земельных участках (непосредственно на почве): с кадастровым номером №, с географическими координатами <данные изъяты>, расположенном примерно в 1,24 км. южнее от <адрес>; с кадастровым номером №, с географическими координатами <данные изъяты>, расположенном примерно в 6 км. северо-западнее от <адрес>; с кадастровым номером № с географическими координатами <данные изъяты>, расположенном примерно в 1 км. севернее от <адрес>; с кадастровым номером №, с географическими координатами <данные изъяты> расположенном примерно в 0,64 км. западнее от <адрес> с кадастровым кварталом №, с географическими координатами <данные изъяты>, расположенном <адрес> несанкционированно размещены отходы производства и потребления (пленки полиэтилена и изделия из нее; отходы продукции из целлофана; отходы сучьев, ветвей растений, отходы строительства и ремонта; отходы шин, покрышек, камер автомобильных).
Из сообщения Главы Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия на имя и.о. прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия от 25 ноября 2021 года следует, что указанные в административном исковом заявлении земельные участки вблизи <адрес> в реестре муниципальной собственности Сарпинского района муниципального образования не значатся.
Согласно сообщению Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, земельные участки вблизи <адрес>, на которых, согласно административному исковому заявлению, расположены несанкционированные свалки отходов, относятся к земельным участкам, госсобственность на которые не разграничена; земельный участок категории земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением исходного в измененных границах, площадь – 49282 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия Сарпинский район, примерно в 1,6 км. на северо-запад от п. Кировский, вид разрешенного использования «для ведения сельского хозяйства», в ЕГРН собственником земельного участка зарегистрировано Сарпинское районное муниципальное образование Республики Калмыкия (дата регистрации – 28 августа 2023 года); относительно земельного участка, расположенного в границах Шарнутовского сельского муниципального образования Сарпинского района Республики Калмыкия Министерство сведений не имеет.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, пункта 3 статьи 8, пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 42, подпункта 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 7, 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года № 27-П, исходил из того, что именно на администрацию Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия законом возложена обязанность по ликвидации свалок отходов, расположенных на землях с неразграниченной собственностью, входящих в состав территории Сарпинского района Республики Калмыкия, финансирование же деятельности по ликвидации мест накопления твердых коммунальных отходов, государственная собственность на которые не разграничена, должно осуществляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерацииа и местного бюджета в равных долях.
Вместе с тем судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
В силу положений КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176); в его мотивировочной части должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда, а также доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства (пункты 2 и 3 части 4 статьи 180).
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3)
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года №27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования «Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края» и администрации Новосибирского района Новосибирской области» впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование.
При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Возлагая обязанность на Министерство финансов Российской Федерации из казны Российской Федерации, Министерство финансов Республики Калмыкия и администрацию Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в равных долях профинансировать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, суд первой инстанции не установил имеющееся существенные значение для правильного разрешения дела обстоятельства, а именно не установил, не были ли ликвидированы места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов администрацией муниципального образования самостоятельно.
Также судом первой инстанции не исследовался вопрос о том, не заключался ли договор с региональным оператором по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, захоронению твёрдых коммунальных отходов обеспечивается на территории Республики Калмыкия и не предусматривает ли указанное соглашение обязанность регионального оператора по выполнению работ по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и условия их оплаты.
Кроме того суд первой инстанции, с учетом количества мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и объемов отходов в указанных местах, а также затрат необходимых для их ликвидации по настоящему делу, надлежащим образом не установил, является ли необходимым справедливое гарантированное софинансирование из федерального бюджета и бюджета Республики Калмыкия с учетом обстоятельств данного дела.
Суд апелляционной инстанции указанные нарушения не устранил.
Судом первой и апелляционной инстанций по настоящему делу были допущены нарушения норм процессуального права, которые являются существенными и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении, частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 10 КАС РФ), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 25 июня 2024 года подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Поскольку производство по кассационной жалобе в кассационной инстанции Четвертого кассационного суда общей юрисдикции окончено, то оснований для сохранения приостановления исполнения решения Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 29 марта 2024 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 25 июня 2024 года, изложенное в определении судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2024 года о приостановлении исполнения судебного акта, отпали.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 25 июня 2024 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Отменить приостановление исполнения решения Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 29 марта 2024 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 25 июня 2024 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 6 февраля 2025 года.
Председательствующий | А.Е. Иванов |
Судьи | С.С. Сергеев |
Н.В. Усенко |
