| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 91RS0022-01-2023-005117-43 |
| Дата поступления | 18.12.2024 |
| Категория дела | О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ) → О взыскании налогов и сборов |
| Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
| Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
| Судья | Сергеев С. С. |
| Дата рассмотрения | 04.02.2025 |
| Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
| Номер здания, название обособленного подразделения | Четвертый Кассационный суд общей юрисдикции (административная коллегия) |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 91 - Республика Крым |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Феодосийский городской суд Республики Крым |
| Номер дела в первой инстанции | 2а-657/2024 |
| Дата решения первой инстанции | 30.05.2024 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Стародуб Павел Иванович |
| СЛУШАНИЯ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Судебное заседание | 04.02.2025 | 10:00 | 208 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 23.12.2024 | ||||
| ЖАЛОБЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
| 18.12.2024 | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Трубо Р. Т. | 19.12.2024 | 23.12.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Грановская Анна Владиславовна | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Крым | 9108000027 | 1149100000114 | ||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ОСФР по Республике Крым | ||||||||
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № № 8а-38926/2024 (88а-404372024)
номер дела суда 1-й инстанции 2а-657/2024
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 4 февраля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Иванова А.Е., Мальмановой Э.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Грановской А.В., поданную от ее имени представителем Трубо Р.Т., на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 30 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 3 сентября 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС № 4 по Республике Крым к Грановской А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
заслушав доклад судьи Сергеева С.С., пояснения представителя административного ответчика Грановской А.В. по доверенности Трубо Р.Т., поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 (далее - МИФНС № 4) обратилась в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным иском, в котором, с учетом исковых уточнений просила взыскать с Грановской А.В., в доход бюджета в сумме 101 747,40 руб., а именно: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном Российской Федерации размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда на выплату страховой пенсии (далее - ОПС) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2019 - 2021 года, на сумму 77 526,11 руб.; по пене по страховым взносам на ОПС (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) на сумму 4 249,83 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения -в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2019 - 2021 года на сумму 18 988,87 руб.; по пене по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года на сумму 982, 59 руб.
Исковые требования обоснованы тем, что Грановская А.В. находилась во 2 сводном государственном реестре арбитражных управляющих в период с 19 февраля 2015 года по 3 ноября 2021 года, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 статьи 419 НК РФ являлась плательщиком страховых взносов на обязательное страхование. В связи с неуплатой, в предусмотренные законом сроки страховых взносов, МИФНС №4 начислены пени на страховые взносы. Начисленные страховые взносы и пени в добровольном порядке не уплачены.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 30 мая 2024 года административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым удовлетворено частично. С Грановской А.В. в доход бюджета взыскана задолженность на общую сумму 100 628,01 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за период с 11 января 2019 года по 03 ноября 2021 года на сумму 76 737,02 руб.; - по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимки по соответствующему платежу, в том числе по отмененному периоды, начиная с 1 января 2017 года) на сумму 4132,16 руб.; - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, с 11 января 2019 года по 03 ноября 2021 года на сумму 18803,82 руб.;- по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые Федерального фонда обязательного медицинского страхования периоды начиная с 1 января 2017 года, на сумму 955,01 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 3 сентября 2024 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 30 мая 2024 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Грановской А.В. по доверенности Трубо Р.Т. ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов ввиду нарушения норм материального права, несоответствия выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права. В обоснование кассационной жалобы указала, что на дату подачи административного искового заявления в общем порядке у заявителя долга не числилось, по данным бухгалтерского учета, у истца числилась переплата. Считает, что принятие судами решений о вторичном взыскании суммы в размере 103 841,01 руб. не существующего долга дает сегодня право истцу на получение исполнительного листа и вторичного взыскания присужденной суммы в принудительном порядке. Считает не доказанным факт регистрации заявителя в качестве налогоплательщика именно арбитражным управляющим с любой даты нахождения в реестре Арбитражных управляющих (далее – АУ) ни в период с 19 февраля 2015 года по 10 января 2019 года; ни в период с 01 января 2019 года; ни с 01 января 2017 года, изменившего порядок регистрации АУ по Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ); ни со 02 декабря 2021 года. Считает, что судами не учтены цели и переплата страховых взносов в спорные периоды.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 18 декабря 2024 года, определением судьи от 23 декабря 2024 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административном делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился представитель административного ответчика Грановской А.В. по доверенности Трубо Р.Т.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Грановская А.В. была зарегистрирована в качестве арбитражного управляющего в период с 19 февраля 2015 года по 3 ноября 2021 года. Указанные сведения поступили в налоговый орган в виде электронного документа 02 декабря 2021 года после прекращения деятельности.
В связи с поступившими сведениями о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих, в соответствии со ст. 69 – 70 НК РФ, Грановской А.В. направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
На основании статьи 430 НК РФ Грановской А.В. начислены страховые взносы:
- страховые взносы на ОПС за период с 1 января 2019 года по 10 января 2019 года в фиксированном размере в сумме 789,09 руб.;
- страховые взносы на ОМС за период с 1 января 2019 года по 10 января 2019 года в фиксированном размере в сумме 185,05 руб.;
- страховые взносы на ОПС за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года в фиксированном размере 28 564.91 руб. (с учетом переплаты долг составил 16978,62 руб.);
- страховые взносы на ОМС за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года в фиксированном размере 6 698.95 руб. (с учетом переплаты долг составил 3285,94 руб.);
- страховые взносы на ОПС за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в фиксированном размере в сумме 32 448,00 руб.;
- страховые взносы на ОМС за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в фиксированном размере в сумме 8 426,00 руб.;
- страховые взносы на ОПС за период с 1 января 2021 года по 03 ноября 2021 года в фиксированном размере в сумме 27 310,40 руб.;
- страховые взносы на ОМС за период с 1 января 2021 года по 03 ноября 2021 года в фиксированном размере в сумме 7 091,88 руб.
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки Грановской А.В. страховые взносы уплачены не были, МИФНС №4 начислены пени, на недоимку и направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов:
1. Требование № 23367 от 21 декабря 2021 года на общую сумму 68 280,72 руб.:
- по страховым взносам на ОПС (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за период с 11 января 2019 года по 31 декабря 2019 года на сумму 16 978,62 руб.;
- по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за период с 11 января 2019 года по 31 декабря 2019 года на сумму 3 285,94 руб.;
- по страховым взносам на ОПС (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года на сумму 32 448,00 руб.;
- по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года на сумму 8 426,00 руб.;
- по пене по ОПС (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за период с 1 января 2020 года по 20 декабря 2021 года на сумму 5 835,18 руб.;
- по пене по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за период с 1 января 2020 года по 20 декабря 2021 года на сумму 1 306,98 руб.
Срок для добровольной уплаты задолженности по требованию истек 08 февраля 2022 года.
Требование получено ответчиком через личный кабинет налогоплательщика 25 декабря 2021 года.
2. Требование № 1549 от 07 февраля 2022 года на общую сумму 35 146,52 руб.:
- по СПС (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за период с 1 января 2021 года по 3 ноября 2021 года на сумму 27 310,40 руб. (32448/12/* 10 (за 10 месяцев 2021 года) - 32448/12/30*3 (за 3 дня 2021 года);
- по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за период с 1 января 2021 года по 3 ноября 2021 года на сумму 7 091,88 руб. (8426/12*10 (за 10 месяцев 2021 года) + 8426/12/30*3 (за 3 дня 2021 года);
- по пене по ОПС (перерасчеты, недоимка и задолженность пэ соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за период с 19 ноября 2021 года по 6 февраля 2022 года на сумму 590,82; руб.,
- по пене по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за период с 19 ноября 2021 года по 06 февраля 2022 года на сумму 153,42 руб.
Срок для добровольной уплаты задолженности по требованию истек 28 марта 2022 года.
Требование получено ответчиком через личный кабинет налогоплательщика 7 февраля 2022 года.
3. Требование № 2056 от 01 марта 2022 года на общую сумму 1 119,39 руб.:
- по ОПС (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начинай с 1 января 2017 года) за период с 1 января 2019 года по 10 января 2019 года на сумму 789,09 руб. (29354/12/31*10 (за 10 дней 2019 года);
- по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за период с 01 января 2019 года по 10 января 2019 года на сумму 185,05 руб. (6884/12/31*10 (за 10 дней 2019 года);
- по пене по ОПС (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за период с 01 января 2020 года по 28 февраля 2022 года на сумму 117,67 руб.;
- по пене по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за период с 1 января 2020 года по 28 февраля 2022 года на сумму 27,58 руб.
Срок для добровольной уплаты задолженности по требованию истек 19 апреля 2022 года. Требование получено ответчиком через личный кабинет налогоплательщика 1 марта 2022 года.
Вышеуказанные требования ответчиком не обжалованы, однако в добровольном порядке не исполнены, доказательств обратного суду не предоставлено.
На основании заявления об освобождении от уплаты страховых взносов, Грановская А.В. была освобождена от уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС на период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 21 июня 2017 года по 21 декабря 2018 года (согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-03 «О страховых пенсиях» в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более | шести лет в общей сложности). В связи с чем, налоговым органом произведен зачет переплаты в счет погашения долга, и уменьшена сумма пени, указанная в требовании № 23 367 от 21 декабря 2021 года, начисленная за неуплату страховых взносов за 2019 год на ОПС и ОМС в сумме 1497,95 руб. и 318,98 руб. соответственно, всего на сумму 1 816,93 руб.
Учитывая вышеизложенное, задолженность истца составила:
- по страховым взносам на ОПС составляет 77526,11 руб. (27310,40 + 32448+16978,62+789,09);
- по страховым взносам на ОМС составляет 18988,87 руб. (3285.94 + 7091,88+185,05+8426);
- по пене на ОСП составляет 5747,78 руб.;
- по пене на ОМС составляет 1301,57 руб.
16 июня 2022 года Межрайонная ИФНС России № 4 порядке абзаца 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ обратилась к мировому судье судебного участка № 90 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым, с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Грановской А.В., по результатам рассмотрения вынесен судебный приказ о взыскании с Грановской А.В. в доход бюджета задолженности по налогу в общей сумме 103 564,33 руб., а также суммы государственной пошлины в размере 1636,00 руб.
Определением мирового судьи того же судебного участка от 30 августа 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 5 сентября 2022 года восстановлен срок на подачу возражений относительно приказа от 23 июня 2022 года по делу №2а-90-128/2022. Указанным определением судебный приказ по делу № 2а-90-128/2022 от 23 июня 2022 года о взыскании с Грановской А.В. налоговой задолженности в общей сумме 103 564,33 руб., а также государственной пошлины в размере 1636,00 руб. отменен.
Поскольку Межрайонная ИФНС № 4 по Республике Крым обратилась в суд с требованием о взыскании штрафа в установленные пунктом 3 статьи 48 НК РФ сроки, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, а именно 22 декабря 2023 года, то суд пришел к выводу о наличии правовых основаниях для взыскания задолженности по ОМС и ОПС за период с 11 января 2019 года по 3 ноября 2021 года, а также пени.
Расчет страховых взносов по ОПС и ОМС и расчет пени судом проверен и признан верным.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении требований, поскольку ответчик в период с 11 января 2019 года по 3 ноября 2021 года являлась налогоплательщиком ОПС и ОМС и состояла на учете в саморегулируемой организации в качестве арбитражного управляющего. В надлежащие сроки задолженность истцом не уплачена, в связи с чем, ей начислена пеня. Истцом соблюдены процессуальные сроки на всем протяжении процедуры взыскания задолженности.
Также судом установлено, что решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 августа 2020 года по делу № 2а-1246/2020 административное исковое заявление МИФНС №4 по Республике Крым к Грановской А.В. удовлетворено и с Грановской А.В. взыскана налоговая задолженность на общую сумму 32 441,35 руб., в том числе по страховым взносам на ОПС за период с 1 января 2019 года по 10 января 2019 года на сумму 789,09 руб., по страховым взносам на ОМС за период с 1 января 2019 года по 10 января 2019 года на сумму 185,05 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12 января 2021 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 августа 2020 года отменено с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований МИФНС № 4 по Республике Крым к Грановской А.В. о взыскании задолженности.
С учетом указанного, суд первой инстанции в удовлетворении требования о взыскании страховых взносов на ОМС и ОПС за период 1 января 2019 года по 10 января 2019 года отказал, поскольку данные требования уже являлись предметом рассмотрения судом.
Требования по уплате пени в связи с неуплатой ответчиком налоговой задолженности за период 1 января 2019 года по 10 января 2019 года также оставлены без удовлетворения, поскольку они являются производными от вышеуказанных страховых взносов, во взыскании которых судом отказано.
Проверяя законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции с приведенными выводами согласился.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь приведенными положениями закона, признает обоснованными выводы судов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Расчетным периодом признается календарный год (статья 423 НК РФ).
В силу положений абзацев 1, 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон №127-ФЗ) арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую данным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Пунктом 11 статьи 20 Федерального закона №127-ФЗ установлено, что членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, в том числе в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации. Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включений в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в частности арбитражные управляющие и индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, страховые взносы на обязательное медицинские страхование в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.
Согласно пункту 3 статьи 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот; расчетный период определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный" месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 НК РФ (в редакции на момент возникновения правоотношений) определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно пункту 5 статьи 432 НК РФ в случае прекращений физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения членства арбитражного управляющего, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, арбитражного управляющего.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков обязав, не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой (пункт 4.1. статьи 85 НК РФ).
На основании пункта 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ, пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.
В силу Положений пунктов 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимися к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
В соответствии с предписаниями статьи 69 НК РФ налогоплательщику при наличии у него недоимки направляется требование об уплате налога
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (часть 1 статьи 69 НК РФ).
Согласно части 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности пи уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции на момент истечения срока исполнения налогового требования) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции залоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяце со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ (в редакции на момент истечения срока исполнения налогового требования) требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества органом (таможенным шести месяцев со дня физического лица может быть предъявлено налоговым органом) в порядке искового производства не позднее вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам кассационной жалобы фактические обстоятельства дела судами установлены правильно, исследованы в полном объеме, доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, действующее законодательство не ставит возникновение обязанности уплаты страховых взносов в зависимость от фактического осуществления предпринимательской деятельности (Определения от 23 сентября 2010 года № 1189-0-0 и от 12 мая 2005 года № 211-0).
Согласно пункту 4.1 статьи 85 Налогового кодекса уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводный реестр членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из такого реестра.
Постановка на учет (снятие с учета) арбитражного управляющего осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса (пункт 6 статьи 83, пункт 2 статьи 84 Налогового кодекса).
Иных оснований для учета сведений об арбитражных управляющих в налоговых органах законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.
Как правильно указано судом первой инстанции, по смыслу норм налогового законодательства, в частности положений статьи 84 НК РФ, для определения даты постановки на учет и даты снятия с учета в налоговом органе лица в качестве арбитражного управляющего необходимо исходить с момента возникновения и прекращения такого статуса. В данном случае, обязанность по уплате страховых взносов не может быть поставлена в зависимость от ведения арбитражным управляющим в арбитражных судах дел о банкротстве, наличия заключенного и действующего договора страхования ответственности, получения прибыли от осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего, поскольку такая обязанность возникает на основании факта регистрации физического лица в качестве арбитражного управляющего, которая осуществляется в добровольном заявительном порядке.
Из материалов дела следует, что в ФНС России поступили сведения об исключении сведений о физическом лице из сводного реестра членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с указанием даты включения в указанный реестр и датой исключения, а ранее сведения об осуществлении деятельности в качестве арбитражного управляющего в ФНС России не поступали, соответственно на основании указанных сведений у административного ответчика имеется обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетные периоды.
Таким образом, поскольку ответчик в период с 19 февраля 2015 года по 3 ноября 2021 года была внесена в сводный государственный реестр арбитражных управляющих в качестве арбитражного управляющего, соответственно у истца имелись правовые основания для начисления страховых взносов по ОМС и ОПС за период с 11 января 2019 года по 3 ноября 2021 года и пени на указанную недоимку за этот период.
Несогласие заявителя с оценкой, данной судами доказательствам, фактически является субъективным мнением заявителя о том, как должно быть рассмотрен спор, оценены имеющиеся доказательства и каков должен быть его результат. Между тем, стороны не вправе требовать отмены судебного постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешен тот или иной вопрос, не может являться поводом для отмены судебного акта
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 30 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 3 сентября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Грановской А.В., поданную от ее имени представителем Трубо Р.Т. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 февраля 2025 года.
Председательствующий
Судьи
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>




