| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 92RS0002-01-2024-000045-14 |
| Дата поступления | 19.12.2024 |
| Категория дела | Споры, связанные с земельными отношениями → Другие споры, связанные с землепользованием → О признании недействительным ненормативного акта, порождающего права и обязанности в сфере земельных правоотношений → о постановке (снятии) земельного участка на кадастровый учет, соединенное со спором о границах земельного участка и о праве на него |
| Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
| Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
| Судья | Иванова Е. В. |
| Дата рассмотрения | 30.01.2025 |
| Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
| Номер здания, название обособленного подразделения | Четвертый Кассационный суд общей юрисдикции (гражданская коллегия) |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 92 - Город Севастополь |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Гагаринский районный суд г. Севастополя |
| Номер дела в первой инстанции | 2-1337/2024 |
| Дата решения первой инстанции | 21.02.2024 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Моцный Николай Владимирович |
| СЛУШАНИЯ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Судебное заседание | 30.01.2025 | 15:30 | 202-3 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 22.12.2024 | ||||
| ЖАЛОБЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
| 19.12.2024 | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Скарбенчук М. А. | 20.12.2024 | 20.12.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ИСТЕЦ | Булатов Роман Карпович | ||||||||
| ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя | ||||||||
| ОТВЕТЧИК | Министерство культуры Российской Федерации | ||||||||
| ОТВЕТЧИК | Общество с ограниченной ответственностью "Экспертно-консультативный центр "Промышленная безопасность" (ООО "ЭКЦ "ПБ") | 1659129865 | 1131690024674 | ||||||
| ОТВЕТЧИК | Правительство Севастополя | ||||||||
| ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Скарбенчук Мария Анатольевна | ||||||||
| ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя | ||||||||
| ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Федеральное агенство по управлению государственным имуществом | ||||||||
| ОТВЕТЧИК | Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный историко-археологический музей заповедник "Херсонес Таврический" | ||||||||
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-2273/2025
№ дела суда 1-й инстанции 2-1337/2024
УИД 92RS0002-01-2024-000045-14
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 30 января 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В.,
судей Грымзиной Е.В., Капитанюк О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-археологический музей заповедник «Херсонес Таврический», Правительству Севастополя, Министерству культуры Российской Федерации, Обществу с ограниченной ответственностью «Экспертно-консультативный центр «Промышленная безопасность» об истребовании имущества из чужого незаконного владения, устранении препятствий в пользовании, возложении обязанности совершить определенные действия,
по кассационной жалобе ФИО5 на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 21.02.2024 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22.08.2024.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., пояснения ФИО3 ФИО5 –ФИО10, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО5 обратился в суд с иском, в котором просил:
- признать незаконным невнесение в карту-план территории, ограниченной кадастровым кварталом №, разработанной по результатам комплексных кадастровых работ, проведенных на основании государственного контракта № 3-ГК22 от 13.03.2023 на оказание услуг по комплексным кадастровым работам, сведений о площади и местоположении границ принадлежащих истцу земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №
- внести в карту-план территории, ограниченной кадастровым кварталом №, сведения о площади и местоположении границ указанных земельных участков;
- исключить из ЕГРН сведения о части земельного участка с кадастровым номером № в месте пересечения данного земельного участка с перечисленными выше земельными участками, находящимися в собственности ФИО5,в предоставленных координатах;
- истребовать из чужого незаконного владения Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей заповедник «Херсонес Таврический» (далее, в том числе ФГБУК «Херсонес Таврический», музей-заповедник) указанные земельные участки;
- обязать ответчика устранить препятствия в пользовании указанными земельными участками;
- обязать ООО «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность» указать на местности местоположение границ спорных земельных участков.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 21.02.2024, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22.08.2024, в удовлетворении исковых требований отказано.
ФИО5 подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, ввиду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права, формального подхода к рассмотрению дела, произвольной оценки и толкования доказательств, несоответствия выводов, содержащихся в обжалуемых актах, фактическим обстоятельствам дела.
ФГБУК «Херсонес Таврический» возражает против доводов кассационной жалобы, согласно письменным возражениям просит отказать в её удовлетворении, так как вынесенные судебные акты считает законными и обоснованными.
Также ФГБУК «Херсонес Таврический» заявлено ходатайство об участии в судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи.
Поскольку рассмотрение и разрешение настоящего дела не требует установления фактических обстоятельств, в связи с чем, личное участие представителя ответчика в судебном заседании не является обязательным, при этом удаленность от места проведения судебного заседания в суде кассационной инстанции не является безусловным основанием для организации его участия в деле путем использования видео-конференц-связи, определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2025 в удовлетворении указанного ходатайства отказано.
Судебная коллегия, с учетом положений части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), а также того, что сведения о судебном заседании заблаговременно размещены на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети «Интернет», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами нижестоящих инстанций, в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что ФИО5 на основании договоров купли-продажи является собственником следующих земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами: № уч. <адрес>; № уч. <адрес> № уч. <адрес>; № уч. <адрес>; № уч. <адрес>; № уч. <адрес>; №, уч. <адрес> № уч. <адрес> №, уч. <адрес> №, уч. <адрес> №, уч. <адрес>.
Многоконтурный земельный участок с кадастровым номером № площадью 70 047 +/- 155 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: историческая (код 9.3) находится в собственности Российской Федерации, в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБУК «Херсонес Таврический».
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 21.08.2015 № 212 утверждена схема расположения земельного участка площадью 70 047 кв. м., расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, на кадастровом плане территории кадастровый квартал №.
03.07.2015 данный земельный участок закреплен на праве оперативного управления за ФГБУК «Херсонес Таврический» (распоряжение Правительства Севастополя № 562-РП) с целью обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 26.08.2015 № 257 земельный участок площадью 70 047 кв. м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес> <адрес> и <адрес> собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь.
На основании распоряжения Правительства Севастополя от 27.08.2015 № 706-РП в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № передан ФГБУК «Херсонес Таврический».
ФГБУК «Херсонес Таврический», созданное на основании постановления Правительства Севастополя от 11.12.2014 № 569 «О создании учреждений культуры города Севастополя», принято в федеральную собственность и переименовано в ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N1974-р).
Земельные участки, принадлежащие истцу, имеют пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером №, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБУК «Херсонес Таврический».
Земельные участки истца свободны от застройки, не ограждены, наличие межевых знаков не установлено, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБУК «Херсонес Таврический», огорожен и находится в фактическом владении ответчика.
В кадастровом квартале, в котором располагаются спорные земельные участки, проведены комплексные кадастровые работы, по результатам которых подготовлен проект карты-плана территории.
Рассмотрев возражения ФИО5 относительно отсутствия местоположения границ принадлежащих ему земельных участков, согласительной комиссией принято решение о признании границ участков истца спорными. Невнесение сведений о границах земельных участков, принадлежащих истцу, в карту-план территории при проведении комплексных кадастровых работ послужило основанием для обращения в суд с иском.
Из материалов дела следует, что территория древнего города Херсонес Таврический находится под государственной охраной с 1978 года.
Для охраны и дальнейшего изучения памятников археологии постановлением совета Министров Украинской ССР от 31.01.1978 № 77 на базе Херсонесского государственного историко-археологического музея создано соответствующее научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение – археологический заповедник «Херсонес Таврический». Заповедник состоит из уникальных по своему историческому значению археологических объектов – городища и памятников сельской округи Херсонеса, а также крепости Каламита и Чембало, расположенных на территории города Севастополя.
Постановлением Совета Министров Украинской ССР от 31.01.1978 № 77 на базе Херсонесского историко-археологического музея, комплекса архитектурно-археологических и историко-культурных памятников Севастополя (Гераклейского полуострова), городов Балаклавы и Инкермана, создан «Херсонесский государственный историко-археологический заповедник».
В соответствии с Уставом ФГБУ «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» согласно исторической справке Херсонесский историко-археологический музей образован в 1892 году.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1994 № 77 заповедник передан в общегосударственную собственность с отнесением его к сфере управления Министерства культуры Украины.
Указом Президента Украины от 11.10.1994 № 587/94 «О национальных заведениях культуры» заповеднику присвоен статус национального (Национальный заповедник «Херсонес Таврический»).
Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.09.2009 № 928 «О занесении объекта культурного наследия национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины», территория древнего города Херсонес Таврический, как памятник культурного наследия национального значения, включена в Государственный реестр недвижимых памятников Украины.
Памятник культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» включен в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на 37-й сессии Комитета всемирного наследия. Данным решением утверждена схема границ территории и буферной зоны объекта всемирного наследия.
Объект всемирного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» подразделяется на 8 отдельных компонентов. В частности, компонент 001 - Древний город Херсонес Таврический (площадь 42,8 га, буферная зона около 207 га). Семь прочих компонентов представляют собой отдельные участки Хоры, имеющие свои буферные зоны.
Поручением Президента РФ от 14.08.2014 № Пр-2337 Правительству РФ совместно с Администрацией Президента РФ и органами исполнительной власти города Севастополя предписано обеспечить сохранность объекта всемирного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» в соответствии с требованиями ЮНЕСКО.
Распоряжением Правительства РФ от 03.09.2015 № 1721-р объект культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический» (г. Севастополь) отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом Министерства культуры РФ от 22.01.2016 № 232 ФГБУК «Херсонес Таврический» включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 03.08.2016 № 1653-р объект культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический» (г. Севастополь) включен в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Министерством культуры РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 № 759-р.
Приказом Министерства культуры РФ от 08.06.2016 № 1279 включен выявленный объект культурного наследия - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (г. Севастополь) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия федерального значения. Этим же приказом утверждены границы территории достопримечательного места согласно приложению к приказу.
С целью изучения, охраны, реставрации поставленных на государственный учет памятников археологии, расположенных на территории города Севастополя в соответствии с нормативно-правовыми актами СССР об охране и использовании памятников истории и культуры в 1991 году специализированным научно-исследовательским институтом «КиевНИИТАГ» совместно с сотрудниками заповедника разработан «Проект зон охраны памятников истории и культуры и установления границ участков Херсонесского заповедника на Гераклейском полуострове в городе Севастополе (далее в том числе Проект 1991 года).
Данная научно-проектная документация согласована Министерством культуры Украины, в результате чего топографически установлены границы территории национального заповедника «Херсонес Таврический», состоявшей из 21 участка с расположенными на них памятниками археологии, охранных зон заповедника, а также 10 заповедных территорий, сохранивших культурный слой и подлежащих дальнейшему археологическому исследованию. Также Распоряжением Представителя Президента Украины в городе Севастополе от 19.04.1993 № 628 участки заповедника, установленные Проектом 1991, и их охранные зоны включены во все графические чертежи Генерального плана города Севастополя и учтены Концепцией развития города на период до 2020.
Таким образом, Проект 1991 года привел документацию по установлению границ национального заповедника «Херсонес Таврический», его охранных зон и заповедных территорий в соответствие с требованиями законодательства об охране культурного наследия.
22.03.2000 издан Указ Президента Украины № 428/2000 о развитии музеев Украины с указанием Государственному комитету земельных ресурсов Министерству культуры и Севастопольской городской государственной администрации завершить разработку Генеральных планов музеев, инвентаризация их земель и оформление права пользования земельными участками. На основании данного Указа Кабинетом Министров Украины издано распоряжение от 16.05.2001 № 201-р об утверждении плана развития национального заповедника «Херсонес Таврический» на 2002-2005 годы.
Во исполнение указанного выше распоряжения Правительства Украины проектной организацией институтом «КрымНИОпроект» города Севастополя с учетом проведенных в 90-х годах археологических исследований разработаны проекты отвода с установлением в натуру (на местности) границ и площадей указанных выше земельных участков национального заповедника «Херсонес Таврический» и его филиалов. После вынесения всех границ национального заповедника «Херсонес Таврический» в натуру установлено, что площадь заповедника составляет 552,7 га.
Государственным научно-исследовательским институтом теории и истории архитектуры и градостроительства ГНИИТАИАГ в 2004 году разработана научно-проектная документация «Генеральный план развития участков национального заповедника «Херсонес Таврический», расположенных на Гераклейском полуострове». Неотъемлемой составляющей данной документации является картографические чертежи с обозначением конкретного месторасположения 40 частично изученных памятников археологии датируемых IV-III в.в. до н.э. На картографических чертежах также обозначены границы участков национального заповедника «Херсонес Таврический», их площадь.
Также границы территории национального заповедника «Херсонес Таврический», его охранные зоны установлены на основании Генерального плана города Севастополя. Утвержденного решением Севастопольского городского совета от 13.12.2005 № 4114. Данным решением определена территория национального заповедника «Херсонес Таврический», ее охранные зоны, заповедные территории, содержащие археологический культурный слой, и утвержден раздел генерального плана города, входящий в состав его графических материалов – «Историко-архитектурный опорный план города Севастополя и проект зон охраны памятников культурного наследия», выполненный на базе вышеперечисленных научно-проектных документаций.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, в соответствии с Генеральным планом развития города Севастополя до 2025 года, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114, земельные участки, принадлежащие истцу полностью расположены в зоне участков Национального археологического заповедника «Херсонес Таврический», что исключало возможность формирования земельных участков с видом разрешенного использования для индивидуального дачного строительства в 2011 году и последующую передачу данных участков в собственность физических лиц.
Поскольку Генеральный план города Севастополя, утвержденный в 2005 году, являлся на момент образования спорных земельных участков и является в настоящее время надлежащим документом территориального планирования, следовательно, в отсутствие разработанных и утвержденных Правил землепользования и застройки города Севастополя установленные в нем зоны функционального использования, вопреки доводам апелляционной жалобы, подлежали учету при определении возможности образования земельных участков, в настоящее время находящихся в собственности истца.
Как следует из акта согласования границ участка музея-заповедника от 2001 года, границы земельного участка музея-заповедника были согласованы в 2001 году Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской Государственной администрации, Севастопольским управлением земельных ресурсов, Национальным заповедником «Херсонес Таврический», Городской санитарно-эпидемиологической станцией, Госуправлением охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности; Управлением культуры, отделом охраны памятников.
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статей 55, 59, 60, 67, 195 ГПК РФ, руководствуясь положениями статей 4, 8.1, 10, 302 Гражданского кодекса РФ, статей 27, 99 Земельного кодекса РФ, статей 9, 23, 34, 63 Градостроительного кодекса РФ, статей 9, 13, 19, 20, 56, 81, 116, 118, 149, 150 Земельного кодекса Украины, статьи 6.1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», статей 3, 3.1, 5, 5.1, 34, 56.4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статьи 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 35 и 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов нижестоящих инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы.
Так, судами установлено, указано и обоснованно принято во внимание, что истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих, что спорные земельные участки находятся в его фактическом владении и пользовании. ФИО5, считая себя собственником спорных земельных участков с 2011 года, не представил доказательств, подтверждающих принятие мер к освоению, ограждению земельного участка, возведению на нем капитальных строений, подведению к ним коммуникаций, что, в том числе, не оспаривал в ходе судебного разбирательства представитель истца.
Таким образом, земельные участки истца выбыли из государственной собственности с нарушением порядка, предусмотренного законодательством Украины, без соответствующего правового основания, помимо воли его собственника.
При этом, как верно отмечено судами, границы музея-заповедника «Херсонес Таврический» были определены еще в 2001 году, а потому отсутствуют основания для исключения из контура принадлежащего ответчику земельного участка границ земельных участков истца, образованных позднее в нарушение требований действовавшего законодательства.
Поскольку образование спорных земельных участков осуществлено в нарушение норм действовавшего земельного законодательства, требований по охране земель историко-культурного назначения, градостроительной документации, а право собственности истца на данные участки возникло на основании ничтожных в силу закона договоров купли-продажи, суд пришел к верному выводу, что, не являясь легитимным правообладателем земельных участков, ФИО5 не обладает правом на предъявление исковых требований о внесении сведений об участках в карту-план территории, устранении наложений границ спорных земельных участков, истребовании их из незаконного владения, устранении препятствий в пользовании.
Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебных актов, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Обстоятельства, на которые ссылались стороны в обоснование исковых требований и возражений, представленные доказательства являлись предметом обсуждения судов нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, которая доводами кассационной жалобы не опровергается.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие кассатора с выводами судебных инстанций основано на неверном толковании норм материального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы, и отмены правильных по существу судебных актов, состоявшихся по настоящему гражданскому делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 21.02.2024 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22.08.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО5 – без удовлетворения.
Мотивированный текст определения изготовлен 10 февраля 2025 года.
Председательствующий:
Судьи:




