ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0010-01-2024-001097-22 |
Дата поступления | 20.12.2024 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → Другие жилищные споры → Иные жилищные споры |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Черкасова Е. В. |
Дата рассмотрения | 05.02.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
Номер здания, название обособленного подразделения | Четвертый Кассационный суд общей юрисдикции (гражданская коллегия) |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 61 - Ростовская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Батайский городской суд Ростовской области |
Номер дела в первой инстанции | 2-1150/2024 |
Дата решения первой инстанции | 09.07.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Каменская Мария Георгиевна (Илюшенко) |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 05.02.2025 | 12:30 | 204-3 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 25.12.2024 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
20.12.2024 | ПРОКУРОР | Прокуратура Р. О. | 23.12.2024 | 23.12.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ПРОКУРОР | Прокуратура Ростовской области | ||||||||
ИСТЕЦ | Прокурор г. Батайска | 6164045555 | |||||||
ПРОКУРОР | Третий (кассационный) отдел (с дислокацией в г. Краснодаре) Генеральной прокуратуры в РФ | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ТСН "Заречное" | 6141058646 | 1226100000246 | ||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление Роспотребнадзора по Ростовской области |
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-2681/2025 - (88-40805/2024)
№ дела суда 1-й инстанции 2-1150/2024
№ дела суда 2-й инстанции 33-16912/2024
УИД: 61RS0010-01 -2024-001097-22
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Краснодар 5 февраля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черкасовой Е.В.,
судей Самойловой Е.В., Герасименко Е.В.,
при участии прокуроров Давыдова А.А., Шаповаловой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры г. Батайска в интересах неопределенного круга лиц к ТСН «Заречное» о возложении обязанности совершить определенные действия,
по кассационному представлению и.о. прокурора Ростовской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 октября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Черкасовой Е.В., выслушав прокуроров Давыдова А.А., Шаповалову О.Ю., поддержавших доводы кассационного представления, представителя ТСН «Заречное» по доверенности ФИО5, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокуратура г. Батайска обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ТСН «Заречное» о возложении обязанности совершить определенные действия, ссылаясь на то, что Прокуратурой г. Батайска проведена проверка соблюдения ТСН «Заречное» требований Законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирным домом, по результатам которой установлено, что ответчиком проверка качества питьевой воды в многоквартирном <адрес> по адресу: <адрес> в г. Батайске, находящемся в управлении организации не проводилась, поскольку программы производственного контроля находящихся в управлении многоквартирных домах с Управлением Роспотребнадзора по <адрес> не согласовывались. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Батайска председателю ТСН «Заречное» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства не устранены. На основании изложенного, истец просил суд возложить на ТСН «Заречное» обязанность разработать и направить на согласование в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области программу производственного контроля качества питьевой воды в многоквартирном доме, расположенном по следующему адресу: <адрес>.
Решением решение Батайского городского суда Ростовской области от 9 июля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований отказано.
В кассационном представлении прокурор оспаривает законность принятых по делу судебных актов по основаниям несоответствия выводов суда, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2024 г. кассационное представление принято к производству и назначено к слушанию.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокуроры Давыдов А.А., Шаповалова О.Ю. поддержали доводы кассационного представления, представитель ТСН «Заречное» по доверенности ФИО5 возражал против удовлетворения кассационного представления.
Третье лицо - Управление Роспотребнадзора по Ростовской области, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилось, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Судебное извещение вручено адресату.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив законность оспариваемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что управление многоквартирным домом №, <адрес> в <адрес> осуществляется ТСН «Заречное», что подтверждается уставом товарищества собственников недвижимости «Заречное», протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Прокуратурой г. Батайска проведена проверка соблюдения ТСН «Заречное» требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирным домом, по результатам которой установлено, что проверка качества питьевой воды в указанном многоквартирном доме, находящемся в управлении организации не проводилась, поскольку программы производственного контроля находящихся в управлении многоквартирных домах с Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области не согласовывались.
На основании указанной проверки прокуратурой г.Батайска ДД.ММ.ГГГГ председателю ТСН «Заречное» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства не устранены.
Разрешая спор по существу, и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст.2, 4, 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 77 «Санитарных правил 2.1.3684-21», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, исходил из того, что ТСН «Заречное» не относится к числу водоснабжающих организаций и организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоснабжения, а потому на него не может быть возложена обязанность по осуществлению производственного контроля за качеством питьевой и горячей воды.
Проверяя законность состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов нижестоящих судебных инстанций также соглашается.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Положениями ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 77 «Санитарных правил 2.1.3684-21», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с «Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 10, и приложениями № 2 - №4 к Санитарным правилам.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на юридических лиц возложена обязанность выполнения требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 2 статьи 19 названного закона предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Принимая во внимание положения подпункта «д» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, а также пунктов 2, 6 приложения №1 к Правилам, следует признать, что качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности, состав и свойства холодной и горячей воды, должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно п.15, 16 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение - это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов под централизованными сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
В соответствии со ст. 25 Закона № 416-ФЗ, производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
В п. 5 ст. 25 Закона № 416-ФЗ указано, что программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, которыми установлен порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями.
Согласно п. 5 Правил, производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, предоставить потребителю информацию о показателях качества коммунальных услуг. Отсутствие производственного контроля качества воды лишает потребителей права получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 77 СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. №10 и приложениями №2 - №4 к Санитарным правилам.
Пунктом 2.3.1 методических рекомендаций «МР 2.1.4.0176-20 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2020 г., предусмотрено, что производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона №416-ФЗ, пунктом 5 Правил осуществления производственного контроля производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что обязанность по разработке и согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды возлагается на организацию, осуществляющую водоснабжение.
Доводы кассационного представления о том, что ТСН являющееся исполнителем коммунальных услуг и эксплуатирующая систему водоснабжения в целях поставки потребителям воды надлежащего качества обязано осуществлять производственный контроль качества воды и безопасности питьевой воды, горячей воды в пределах границ своей эксплуатационной ответственности и соответственно разработать соответствующую производственную программу, основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и направлены на переоценку выводов суда, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность состоявшихся по делу судебных актов.
Суд кассационный инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (ч. 3 ст. 390 ГПК РФ).
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о нарушениях судами норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, а также существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит.
Оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 октября 2024 г. оставить без изменения, кассационное представление и.о. прокурора Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Черкасова
Судьи: Е.В. Самойлова
Е.В. Герасименко
Мотивированное определение в окончательной форме составлено 11 февраля 2025г.
