| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 23OS0000-01-2023-000944-30 |
| Дата поступления | 25.12.2024 |
| Категория дела | Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ) → об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
| Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
| Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
| Судья | Мальманова Э. К. |
| Дата рассмотрения | 05.02.2025 |
| Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
| Номер здания, название обособленного подразделения | Четвертый Кассационный суд общей юрисдикции (административная коллегия) |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 23 - Краснодарский край |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Краснодарский краевой суд |
| Номер дела в первой инстанции | 3а-100/2024 |
| Дата решения первой инстанции | 27.03.2024 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Агибалова Виктория Олеговна |
| СЛУШАНИЯ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Судебное заседание | 05.02.2025 | 11:50 | 210 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 11.01.2025 | ||||
| ЖАЛОБЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
| 25.12.2024 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Департамент имущественных отношений Краснодарского края | 26.12.2024 | 10.01.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | администрация МО город Горячий Ключ | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация муниципального образования Староминский район | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | администрация Староминского сельского поселения Староминского района | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Акционерное общество "Приват-Инвест" | 2309015207 | 1022301599760 | ||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Департамент имущественных отношений Краснодарского края | 2308077553 | 230801001 | 1022301228399 | |||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Филиал ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю | 7708410783 | 231243001 | 1227700700633 | |||||
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 3а-100/2024
№ 88а-80/2025
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 5 февраля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К.,
судей Аняновой О.П., Раптановой М.А.
рассмотрела кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 27 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июня 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению АО «Приват-Инвест» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., судебная коллегия
установила:
АО «Приват-Инвест» (далее также – Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка:
- с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 41 469 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (далее – участок № 50), по состоянию на 1 января 2022 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в размере 5 984 602 рублей;
- с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 52 962 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (далее – участок № 3), по состоянию на 1 января 2022 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в размере 5 402 124 рублей.
Решением Краснодарского краевого суда от 27 марта 2024 года административный иск удовлетворен частично, в отношении участка № 50 установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости – 15 273 862 рублей, в отношении участка № 3 – 14 379 713 рублей на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2022 года. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков постановлено считать 25 октября 2023 года. В остальной части в удовлетворении административных исковых отказано. Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <данные изъяты>
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июня 2024 года решение Краснодарского краевого суда от 27 марта 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 декабря 2024 года, департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее – департамент) ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Как указывает заявитель, кадастровая стоимость спорных земельных участков департаментом не рассчитывалась и не определялась. Считает, что кадастровая стоимость указанных участков была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Также, по мнению подателя жалобы, заключение судебной экспертизы выполнено с нарушением требований действующего законодательства. Более того, полагает, что уменьшение кадастровой стоимости земельных участков повлечет изменение налоговой базы спорных земельных участков, в, следовательно, приведет к значительному уменьшению пополнения денежных средств – налоговых платежей, которые отнесены к источникам доходов бюджета.
Определением судьи от 10 января 2025 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, администрация МО Староминской район представила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Положениями пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ определено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) кадастровая стоимость объекта недвижимости – полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с данным Законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Частью 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ предусмотрено, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 22 Закона№ 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие- либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ)).
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельных участков № 50 и 3.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Краснодарского края проведена по состоянию на 1 января 2022 года <данные изъяты> в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, а также Законом № 237-ФЗ, результаты утверждены приказом департамента от 26 сентября 2022 года № 2449. В соответствии с данным приказом кадастровая стоимость участка № 50 определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере 16 880 785,83 рублей, а кадастровая стоимость участка № 3 определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере 15 568 179,90 рублей.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости спорных участков в размере рыночной стоимости, Общество представило в суд отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненные оценщиком <данные изъяты>, от 2 октября 2023 года №, согласно которому рыночная стоимость земельного участка № 50 составила 5 984 602 рубля, и от 7 сентября 2023 года №, согласно которому рыночная стоимость земельного участка № 3 составила 5 402 124 рубля.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в целях соблюдения баланса интересов всех лиц, участвующих в деле, судом первой инстанции была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно экспертному заключению государственного судебного эксперта <данные изъяты> от 20 февраля 2024 года № рыночная стоимость участка № 50 по состоянию на 1 января 2022 года составляет 15 273 862 рубля, рыночная стоимость участка № 3 – 14 379 713 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, пришли к выводу о том, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом суды исходили из того, что экспертное заключение <данные изъяты> соответствует положениям Закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. В свою очередь, административные ответчики не представили доказательств, с достоверностью подтверждающих иную рыночную стоимость земельных участков, замечаний, ставящих под сомнение выводы заключения проведенной по делу судебной экспертизы, не заявлено.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Утверждения кассационной жалобы департамента о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Административным истцом по правилам статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ реализовано право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Весь комплекс условий, установленных для этого нормативно-правовыми актами, Обществом соблюден.
Доводы жалобы о том, что заключение судебной экспертизы выполнено с нарушением требований действующего законодательства так же, как и доводы о том, что уменьшение размера кадастровой стоимости повлечет существенное изменение налоговой базы такого объекта, проверялись судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 27 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 – 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 12 февраля 2025 года.




