| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 61RS0008-01-2023-006549-52 |
| Дата поступления | 25.12.2024 |
| Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → Другие жилищные споры → Споры с управляющими компаниями (не связанные с защитой прав потребителей) |
| Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
| Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
| Судья | Кудрявцева Е. Н. |
| Дата рассмотрения | 04.02.2025 |
| Результат рассмотрения | ОТМЕНЕНО апелляционные ОПРЕДЕЛЕНИЕ с НАПРАВЛЕНИЕМ ДЕЛА НА НОВОЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РАССМОТРЕНИЕ |
| Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Отменен |
| Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
| Номер здания, название обособленного подразделения | Четвертый Кассационный суд общей юрисдикции (гражданская коллегия) |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 61 - Ростовская область |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Советский районный суд г. Ростова-на-Дону |
| Номер дела в первой инстанции | 2-971/2024 |
| Дата решения первой инстанции | 03.06.2024 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Захарова Татьяна Олеговна |
| СЛУШАНИЯ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Судебное заседание | 04.02.2025 | 14:35 | 206-3 | ОТМЕНЕНО апелляционные ОПРЕДЕЛЕНИЕ с НАПРАВЛЕНИЕМ ДЕЛА НА НОВОЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РАССМОТРЕНИЕ | 28.12.2024 | ||||
| ЖАЛОБЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
| 25.12.2024 | ОТВЕТЧИК | ТСЖ "Виктория" | 26.12.2024 | 27.12.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ТРЕТЬЕ ЛИЦО | АО "РОСТОВВОДОКАНАЛ" | ||||||||
| ИСТЕЦ | Прокуратура Советского района г. Ростова-на-Дону | 6164045555 | |||||||
| ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Топоров Дмитрий Андреевич | ||||||||
| ПРОКУРОР | Третий (кассационный) отдел (с дислокацией в г. Краснодаре) Генеральной прокуратуры в РФ | ||||||||
| ОТВЕТЧИК | ТСЖ «Виктория» | 6168002753 | 1046168023550 | ||||||
| ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление Роспотребнадзора по Ростовской области | ||||||||
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело 8Г-39710/2024
88-3186/2025 (88-41310/2024)
61RS0008-01-2023-006549-52
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 4 февраля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н.,
судей Монмарь Д.В., Брянского В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ТСЖ «Виктории» в лице представителя по доверенности ФИО7 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 сентября 2024 года по иску прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Виктория» об обязании согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ТСЖ «Виктория» о возложении обязанности согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, указав в обоснование своих требований, что в рамках проведенной проверки установлено, что ТСЖ «Виктория», являясь организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, не разработала и не представила на согласование в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды и горячей воды.
ТСЖ «Виктория», являясь исполнителем коммунальных услуг в указанном многоквартирном доме, эксплуатирует и отвечает за надлежащее состояние общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, в связи с чем, оно обязано разработать программу производственного контроля качества воды и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживающей жилой многоквартирный дом на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности.
Ссылаясь на несоблюдение ответчиком требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, прокурор просил суд возложить на ТСЖ «Виктория» обязанность разработать и согласовать в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, находящемся в управлении по адресу: <адрес>, в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 3 июня 2024 года в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 сентября 2024 года решение суда первой инстанции отменено, по делу постановлено ново решение, которым исковые требования удовлетворены, на ТСЖ «Виктория» возложена обязанность разработать и согласовать в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, находящемся в управлении по адресу: <адрес>, в течение 4 месяцев с момента вынесения апелляционного определения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявителем указано, что ответчик не является производителем холодной или горячей воды, и не является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, в связи с чем, на него требования о производственном контроле качества воды на него не распространяются. Кроме того, у ответчика отсутствует техническая возможность отбора проб для целей контроля качества воды. Точки отбора проб воды в месте, где проходящие подземные трубы водоснабжения пересекают внешнюю сторону фундамента, отсутствуют. Технически оборудовать невозможно по причине необходимости демонтажа отмостки МКД, раскрытия фундамента и осуществления врезок в трубы водоснабжения. ТСЖ как эксплуатирующая организация такими полномочиями не наделена. Отбор проб в любых иных местах, отличных от границы эксплуатационной ответственности не будут позволять установить причину нарушения качества воды - загрязнения на внешних сетях или сетях МКД. Таким образом, принятое судом апелляционной инстанции решение является неисполнимым.
На судебное заседание суда кассационной инстанции явились: прокурор Шаповалова О.Ю., представитель ТСЖ «Виктория» по доверенности ФИО5
Иные, участвующие в деле лица, на судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ТСЖ «Виктория» по доверенности ФИО5, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Шаповалову О.Ю., полагавшую апелляционное определение законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ТСЖ «Виктория», осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, в связи с чем, является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, и обязано оказывать качественные коммунальные услуги.
<адрес> проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в результате которой установлено, что ТСЖ «Виктория» не разработана и не согласована в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Советского района г. Ростова-на-Дону в адрес ТСЖ «Виктория» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В ответе на представление председатель ТСЖ «Виктория» информировало прокурора района о том, что вопрос финансирования, разработки и согласования программы будет решаться на общем собрании собственников помещений в 2024 году.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года №10, установив, что ТСЖ «Виктория» не является организацией, эксплуатирующей централизованные системы водоснабжения, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности, не предусмотренной законом, в связи с чем, отказал в удовлетворении исковых требований прокурора. При этом суд первой инстанции исходил из того, что законодательно обязанность по разработке и согласованию программы производственного контроля качества питьевой воды и горячей воды возложена на организации, осуществляющие водоснабжение.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции и, дав самостоятельную оценку представленным в материалы дела доказательствам отменила решение районного суда постановив по делу новое решение, которым возложила на ТСЖ «Виктория» обязанность разработать и согласовать в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, находящемся в управлении по адресу: <адрес>, в течение 4 месяцев с момента вынесения апелляционного определения.
При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.161 ЖК РФ, Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установленными СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенными в действие с 01.03.2021, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, и исходил из того, что требования СанПиН 2.1.3684-21 распространяются на деятельность ТСЖ, как осуществляющего эксплуатацию систем водоснабжения, соответственно ТСЖ «Виктория», являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, в процессе осуществления своей деятельности должно точно и неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем пришел к выводу о том, что ТСЖ «Виктория» во взаимоотношениях с жильцами многоквартирного дома является исполнителем коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, а также лицом, эксплуатирующим внутридомовые системы холодного водоснабжения, как лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, обязано разработать программу производственного контроля и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживающего жилого многоквартирного дома на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности в соответствии с требованиями ст. ст. 11, 19 Федерального закона № 52-ФЗ, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Принимая во внимание, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что ответчиком программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды не разработана и на согласование в Управление Роспотребнадзора не представлена удовлетворил требования прокурора Советского района г.Ростова-на-Дону, установив ответчику срок для разработки и согласования в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в течение 4 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции согласиться с обжалуемым судебным актом не может по следующим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По смыслу положений части 5 статьи 198, статей 199 - 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, резолютивная часть решения суда должна содержать исчерпывающие выводы, в связи с чем, в ней должно быть четко и понятно сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу обязан предпринять, должны быть разрешены судом и остальные вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало споров при исполнении.
В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Постановленное по настоящему делу апелляционное определение данным требованиям норм процессуального права не соответствует.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, за обеспечение готовности инженерных систем.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон N 416-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Согласно п. 28 и 28.1 данной статьи централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.
В соответствии с понятием, используемым в пункте 4 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ, водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Исходя из содержания подпункта «д» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также пунктов 2, 6 приложения N 1 к Правилам следует, что качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности состав и свойства холодной и горячей воды, должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пунктам 15, 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов под централизованными сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Положениями статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 77 «Санитарных правил и норма 2.1.3684-21», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с «Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 и приложениями к Санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 3 часть 1 статьи 4 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», пунктом 5 Правил осуществления производственного контроля производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, а также осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями Федерального закона 416-ФЗ.
Согласно понятийному аппарату Федерального закона 416-ФЗ к таким организациям относятся организации водопроводно-канализационного хозяйства, в эксплуатации которых находятся централизованные системы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункты 15, 16 статьи 2 Федерального закона 416-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное, в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, обязанность по разработке и согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды Федеральным законом № 416-ФЗ не предусмотрена.
Обязанность ответчика по содержанию внутридомовых сетей и обеспечению качества воды в данном случае не тождественна обязанности по разработке и согласованию в Роспотребнадзоре программы производственного контроля качества воды в многоквартирном доме.
Данные требования установлены для ресурсоснабжающих организаций, эксплуатирующих централизованные сети до границ МКД.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным законодательством требованиям.
В целях контроля качества и безопасности питьевой воды организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, осуществляется производственный контроль качества такой воды, который включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (части 1, 2 статьи 25 Федерального закона N 416-ФЗ, подпункт "а" пункта 3 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 10) (далее - Правила N 10).
В соответствии с частью 5, пунктом 2 части 6 статьи 25 Федерального закона N 416-ФЗ и пунктом 5, подпунктом "б" пункта 6 Правил N 10 производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Данная программа включает в себя указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов.
При этом перечень мест отбора воды регламентирован пунктом 18 Правил N 10. Требований к наличию в составе внутридомовых систем водоснабжения, оборудованных точек отбора проб воды законом не установлено.
В целях определения качества питьевой воды абонентом обеспечивается доступ представителям организации, осуществляющей холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды. Порядок обеспечения такого доступа, наравне с порядком контроля качества воды, является существенным условием договора водоснабжения.
Вместе с тем, требование к наличию в составе внутридомовых систем водоснабжения, оборудованных точек отбора проб воды законодательством Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства не установлено.
Учитывая, что в силу пункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "д" пункта 2 и пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, внутридомовые системы водоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома, для оборудования точек отбора проб воды из таких систем потребуется проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и внесение изменений в техническую документацию.
Вместе с тем, по материалам дела усматривается что, судом апелляционной инстанции не дана оценка тому обстоятельству, возможна ли организация отбора проб из точек водоразбора в целях организации производственного контроля качества воды в силу того, что такие точки водоразбора находятся в помещениях, принадлежащих отдельным собственникам. При этом, обязанность таких собственников по допуску представителей лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, или иной организации к точкам водоразбора в целях отбора проб воды законом не установлена.
Судом апелляционной инстанции не установлено, проводилось ли общее собрание собственников помещений в данном многоквартирном доме по вопросу технической модернизации внутридомовой системы водоснабжения за счет дополнительных платежей собственников и обеспечения собственниками доступа в принадлежащие им помещения для отбора проб воды. Вместе с тем, возложение указанных обязанностей на ответчика повлечет возникновение дополнительных затрат как материального, так и организационного характера.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 сентября 2024 года отменить.
Гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Ростовской областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 февраля 2025 года.




