ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 92RS0003-01-2024-002622-87 |
Дата поступления | 26.12.2024 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → О признании недействительным ненормативного акта, порождающего права и обязанности в сфере пенсионного обеспечения → решений администраций муниципальных образований об отказе в назначении пенсии, в перерасчете пенсии за выслугу лет, о прекращении выплаты пенсии, доплаты к пенсии муниципальным служащим |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Яковлев А. М. |
Дата рассмотрения | 04.02.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Номер здания, название обособленного подразделения | Четвертый Кассационный суд общей юрисдикции (гражданская коллегия) |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 92 - Город Севастополь |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Ленинский районный суд г. Севастополя |
Номер дела в первой инстанции | 2-2594/2024 |
Дата решения первой инстанции | 24.07.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Тесля Юлия Владимировна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 04.02.2025 | 11:40 | 203-3 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 28.12.2024 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
26.12.2024 | ОТВЕТЧИК | ОСФР по г. Севастополю | 27.12.2024 | 28.12.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Матюхин Владимир Иванович | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Севастополю | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФКУ " Управление Черноморского флота" |
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 88-3110/2025 - (88-41234/2024)
№ дела суда 1-й инстанции 2-2594/2024
УИД № 92RS0003-01-2024-002622-87
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 04 февраля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Донсковой М.А.,
судей Яковлева А.М., Мотиной И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю по доверенности ДСН на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 24 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 21 ноября 2024 года по гражданскому делу № 2-2594/2024 по иску МВИ к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии по старости, понуждении к совершению определенных действий (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота»).
Заслушав доклад судьи Яковлева А.М., судебная коллегия
установила:
МВИ обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю (далее – пенсионный орган), в котором просил:
– признать незаконным решение ответчика от 18 марта 2024 года № об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости;
– признать за истцом право на перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях в период с 7 июля 2006 года по 31 декабря 2014 года;
– обязать произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с исчислением размера пенсии с учетом как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) истца за обозначенные периоды его работы с проведением индексаций расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов до 1 января 2015 года в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями), на величину коэффициентов индексаций, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Управление Черноморского флота».
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 24 июля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 21 ноября 2024 года, исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе пенсионный орган просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что суды не приняли во внимание, что с 1 января 2002 года трудовой вклад пенсионера определяется суммой страховых взносов, поступивших на его индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования для формирования индивидуального пенсионного коэффициента. В период с 2002 года по 2014 год страхователи (работодатели) в лице командования войсковых частей (финансового органа) взносы на социальное страхование предприятия, учреждения и организации Черноморского флота Российской Федерации производили в Пенсионный фонд Украины. В указанный период времени не существовало механизма постановки на учет в Пенсионном фонде Российской Федерации войсковых частей, дислоцированных в Крыму и г. Севастополе, что исключало возможность перечисления страхователем (работодателем) страховых взносов Пенсионный фонд России. Индивидуальный пенсионный коэффициент, применяемый при исчислении пенсии за данные периоды, равен нулю и не может повлиять на размер пенсии истца в связи с отсутствием уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, территориальный орган Социального фонда Российской Федерации не располагает необходимой информацией о размере взносов, которые подлежали к уплате страхователями за периоды работы истца после 01.01.2002, документы в пенсионный орган не предоставлялись.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, для участия в нем не прибыли.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, МВИ, ДД.ММ.ГГГГ рождения является гражданином Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации и осуществлявшим трудовую деятельность на территории иностранного государства Украина (<адрес>), а с ДД.ММ.ГГГГ – на территории Российской Федерации, на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно:
– с 7 июля 2006 года по 26 октября 2009 года в войсковой части 63859 в должностях стрелка отряда ВОХР, начальника группы отряда ВОХР;
– с 27 октября 2009 года по 18 сентября 2012 года в войсковой части 45702 в должностях помощника командира по пожарной части «№», старшего помощника капитана «№», старшего помощника капитана стн «№»;
– с 19 сентября 2012 года по 31 декабря 2014 года в войсковой части 63876 в должности капитана морского транспорта вооружения (торпедовоза №); с 30 июня 2014 года отряд (судов обеспечения), в котором работал истец, был переформирован в войсковую часть 43535, оставшуюся на финансовом обеспечении в войсковой части 63876.
Из материалов пенсионного (выплатного) дела на имя МВИ следует, что с 9 октября 2018 года истцу в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначена и выплачивается страховая пенсия по старости, размер которой определен без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 7 июля 2006 года по 17 марта 2014 года на территории иностранного государства – Украины (<адрес>), а с 18 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года на территории Российской Федерации. При этом указанные периоды в страховой стаж пенсионера засчитаны.
14 марта 2024 года МВИ в порядке административного регламента предоставления государственной услуги обратился в пенсионный орган с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии с учетом как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за обозначенные периоды его работы с проведением индексаций расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за 2006 – 2014 годы, на величину коэффициентов индексаций, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации, на основании сведений о доходах, содержащихся в архивных справках о заработной плате в рублях Российской Федерации.
Решением пенсионного органа от 18 марта 2024 года № истцу отказано в произведении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия сведений уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Также отмечено, что индексация расчетного пенсионного капитала за периоды по 1 января 2015 года произведена при назначении пенсии, составляет 5,6148165 и является фиксированной величиной.
Полагая, что данное решение является незаконным и нарушающим его права, истец обратился в суд.
В силу части 1 статьи 379.6 Кодекса кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении возникшего спора суды названных нарушений не допустили.
Исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Кодекса, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь статьей 39 Конституции Российской Федерации, статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанным в городе Киеве 28 мая 1997 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцу гарантировано право на получение страховой пенсии по старости как гражданину Российской Федерации в соответствии с Законом № 167-ФЗ, зарегистрированному в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, а ненадлежащее исполнение работодателем истца требований законодательства об уплате страховых взносов не может являться достаточным основанием для лишения работника права на пенсионное обеспечение и не опровергает факт работы истца в спорные периоды времени в Вооруженных силах Российской Федерации.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, согласилась с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они отвечают требованиям норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В абзаце седьмом статьи 3 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с указанным Законом, относятся в числе прочего граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Закона № 400-ФЗ).
Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Закона № 400-ФЗ определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 400-ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Закона № 400-ФЗ).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 10 статьи 15 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Закона № 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 года.
Пунктом 1 статьи 10 Закона № 173-ФЗ было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Закона № 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.
28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины было заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 38-ФЗ «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины»). Частью 1 статьи 14 данного соглашения было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.
Судом установлено, что истец является гражданином Российской Федерации, с 7 июля 2006 года по 31 декабря 2014 года осуществлял трудовую деятельность на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в городе Севастополе.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не опровергаются.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.
Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П «По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее – определение № 188-О-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного определения указал, что пункт 2 статьи 10 Закона № 173-ФЗ в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, – независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части определения № 188-О-П).
Абзацем первым пункта 2 резолютивной части определения № 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
29 декабря 2009 года Правительством Российской Федерации было издано постановление № 1097 «Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов» (далее – постановление № 1097), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац первый пункта 1 названного постановления. Данное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 года № 65).
Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 постановления № 1097).
Согласно пункту 2 постановления № 1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.
На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30 января 2010 года воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 постановления № 1097).
Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.
Применяя приведенные выше нормы, судом первой инстанции учтено, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, в спорные периоды добросовестно выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморскою флота, постоянно дислоцированных в городе Севастополе, и являлся лицом, на которое распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Поскольку в соответствии с действующим законодательством обязанность по уплате страховых взносов возложена на работодателя, право истца на включение в стаж спорных периодов и получение пенсии, соответствующей имеющемуся стажу работы, не должно быть нарушено.
Невыполнение органом юридического лица действий по уплате страховых взносов ввиду отсутствия механизма не может быть поставлено в вину истцу и не опровергает факт работы истца в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также не может лишать истца права на получение пенсии в установленном законом размере.
Доводы ответчика о том, что в спорные периоды работодатели истца не являлись плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не может повлечь ущемление пенсионных прав гражданина, так как материалами дела подтвержден факт работы истца в спорный период времени и получение им заработной платы.
Судебная коллегия исходит из того, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.
С учетом изложенного при разрешении спора судом первой инстанции была принята во внимание последовательно изложенная в судебном акте правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из которой неуплата войсковыми частями Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированными в городе Севастополе, страховых взносов за спорные периоды работы истца в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации его права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию по старости. С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается.
При разрешении спора все юридически значимые обстоятельства по делу определены судами первой и апелляционной инстанций верно, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, проверены с достаточной полнотой, выводы судов сделаны с учетом системного анализа вышеприведенных положений нормативных актов, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального права либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 379.7 Кодекса), не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 24 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 21 ноября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Донскова
Судьи А.М. Яковлев
И.И. Мотина
