ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 92RS0003-01-2022-004660-52 |
Дата поступления | 15.01.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из трудовых отношений → Трудовые споры (независимо от форм собственности работодателя): → Дела об оплате труда → о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат ( и компенсации за задержку их выплаты) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Фрид Е. К. |
Дата рассмотрения | 13.03.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Номер здания, название обособленного подразделения | Четвертый Кассационный суд общей юрисдикции (гражданская коллегия) |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 92 - Город Севастополь |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Ленинский районный суд г. Севастополя |
Номер дела в первой инстанции | 2-242/2023 |
Дата решения первой инстанции | 02.10.2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Кукурекин Константин Васильевич |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 13.03.2025 | 11:20 | 203-3 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 13.02.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
15.01.2025 | ИСТЕЦ | Малиян М. Б. | 16.01.2025 | 16.01.2025 | 14.02.2025 | 11.02.2025 | 11.02.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Государственная инспекция по труду г. Севастополю | ||||||||
ИСТЕЦ | Малиян Михаил Борисович | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство обороны РФ | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство обороны РФ в лице Командира войсковой части 63876 | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФГКУ "ЮРУПО Минобороны России" | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ФКУ "Управление Черноморского флота" | 9204508543 | |||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФКУ «Управление Черноморского Флота» - «3 ФЭС» |
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД № 92RS0003-01-2022-004660-52
Дело № 88-6990/2025
№ дела суда 1-й инстанции 2-242/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 13 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Мотиной И.И., Фрид Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО20 к Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы за работу в опасных условиях, компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск, компенсации за отработанные сверх установленной нормы количество часов, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы за отработанные сверх установленной нормы количества часов, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе истца ФИО21 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 17 октября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., судебная коллегия
установила:
ФИО22 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского Флота» (далее – ФКУ «Управление Черноморского Флота»), в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика произвести перерасчет должностного оклада истца с 1 декабря 2018 года по 31 октября 2020 года путем повышения оклада на 24% за работу в опасных условиях, взыскать недополученную заработную плату за указанный период в размере 122 188, 25 руб., обязать ответчика выплатить компенсацию за несвоевременную выплату части заработной платы за работу в опасных условиях, рассчитав помесячно с 31 декабря 2018 года по 5 сентября 2023 года в размере 82 200, 92 руб. и по день фактического расчета включительно, обязать ответчика выплатить денежную компенсацию за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда, рассчитанную с 7 декабря 2018 года по 31 октября 2020 года в размере 56 297, 76 руб., обязать ответчика выплатить заработную плату за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 1 января 2019 года по 31 октября 2020 года в размере 70 432, 75 руб., в том числе, с уплатой компенсации за несвоевременную выплату части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 31 декабря 2019 года по 5 сентября 2023 года в размере 41 737, 86 руб., компенсацию за несвоевременную выплату части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 6 сентября 2023 года по день фактического расчета включительно, взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб., понесенные судебные расходы в размере 120 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 2 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 11 марта 2024 года, исковые требования удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июня 2024 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 11 марта 2024 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 17 октября 2024 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 2 октября 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец ФИО23 просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая в обоснование на уважительность причин пропуска срока исковой давности. Судом не учтено бездействие работодателя, выразившееся в том, что не проведена специальная оценка условий труда в установленный законодателем срок.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, между войсковой части 63876 Министерством обороны Российской Федерации, в лице командира части, и ФИО24 1 апреля 2014 года заключен трудовой договор № 4/440 на неопределенный срок, согласно которого истец был принят на работу в должности водителя автомобиля пожарной команды войсковой филиала (б. Сухарная) технической базы вооружения (ракетной) войсковой части 63876 с 1 апреля 2014 года (пункты 1.2, 1.6, 1.7 трудового договора).
Раздел 4 трудового договора определяет условия труда, согласно которого истцу был установлен должностной оклад в размере 6 596 руб., ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 15%, иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (пункты 4.2, 4.3, 4.4, 4.5).
Пунктом 5.1. трудового договора истцу установлена продолжительность рабочей недели – 40 часов, количество выходных дней в неделю – два, продолжительность ежедневной работы – 8 часов, ненормированный рабочий день, ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
Согласно пункту 5.5 трудового договора работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней.
Работодатель обязался обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (пункт 3.3 договора).
Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) в/ч 63876 от 29 ноября 2018 года на рабочем месте водителя автомобиля филиала (по хранению вооружения дивизии надводных кораблей) технической базы вооружения (ракетная пожарная команда) работнику гарантии и компенсации за условия труда по результатам СОУТ не установлены (карта СОУТ 872).
В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденным 26 октября 2020 года в отношении рабочего места водителя автомобиля пожарной команды, установлен итоговый класс (подкласс условий труда – 4 (опасные условия труда). Приказом командира войсковой части от 5 ноября 2020 года № 1087 указанной категории работников с 3 ноября 2020 года повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.
5 ноября 2020 года к трудовому договору подписано дополнительное соглашение, вступившее в силу с 3 ноября 2020 года, согласно которому внесены следующие изменения:
- дополнили пункт 1 трудового договора подпунктом 1.8. следующей редакции: «1.8. Условия труда на рабочем месте Работника по результатам специальной оценки условий труда от 26.10.2020 – опасные условия (4 класс)»;
- внесли изменения в пункт 4, подпункт 4.1. трудового договора, изложив его в следующей редакции: «Условия оплаты труда Работника установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации»;
- внесли изменения в пункт 4, подпункт 4.2. трудового договора изложив его в следующей редакции: «работнику устанавливается оклад в размере 7 375 руб. в месяц (6 группа тарифных ставок).
Произвести повышение оклада за работу с опасными условиями труда на 24%»;
- внесли изменения в пункт 5, подпункт 5.1 трудового договора, изложив его в следующей редакции: «Работнику устанавливается: продолжительность рабочей недели — 36 часов; суммированный учет рабочего времени, сокращенный рабочий день, опасные условия труда»;
- исключен пункт 8 «Соблюдение требований Законодательства Российской Федерации о государственной тайне»;
- внесли изменения в пункт 10, подпункт 10.1. трудового договора, изложив его в следующей редакции: «Работник добровольно согласен на ограничения, связанные с соблюдением требований о неразглашении служебной информации, ставшей известной ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей».
1 декабря 2020 года к трудовому договору подписано дополнительное соглашение, согласно которого внесены изменения в пункт 5, подпункт 5.5. трудового договора в следующей редакции: «Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с опасными условиями труда продолжительностью 24 календарных дня. В стаж работы, дающий право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время».
После ознакомления с результатами СОУТ от 26 октября 2020 года работниками пожарной части, в том числе ФИО25 были выявлены противоречия в результатах СОУТ от 30 ноября 2018 года в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда, в связи с чем, 12 мая 2021 года в адрес прокуратуры гарнизона – войсковой части 90935 направлена коллективная жалоба по факту выявленных противоречий нарушений трудового законодательства с просьбой провести проверку и обязать работодателя выплатить положенные надбавки и произвести перерасчёты, предусмотренные нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ответу военной прокуратуры гарнизона – войсковой части 90935 от 14 мая 2021 года исх. № 11/отв-595-21, обращение трудового коллектива о нарушении трудовых прав должностными лицами в/ч 63876 направлено для рассмотрения начальнику государственной инспекции труда г. Севастополя.
Исходя из ответа Государственной инспекции труда города Севастополя от 16 июля 2021 года исх. № 1390/01-16-01-03-9/02/21, коллективная жалоба работников пожарной команды принята к рассмотрению, в отношении в/ч 63876 в период с 13 июня 2021 года по 2 июля 2021 года проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства о труде. Проверкой установлено, что в нарушение Трудового кодекса Российской Федерации и коллективного договора работникам отделения пожарной команды филиала (б. Сухарная) технической базы вооружения (ракетной) в/ч 63876, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не предоставлены ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, также в нарушении статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации вышеуказанным работникам не производилась доплата в размере не менее 4% тарифной ставки (оклада).
По результатам проверки государственным инспектором отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекцией груда города Севастополя 12 июля 2021 года составлен акт № 127, командиру войсковой части 63876 ФИО26 выдано предписание № 62.
Предписание Государственной инспекцией труда города Севастополя от 12 июля 2021 года было составлено с нарушениями, в том числе, по вопросам соответствия данного документа требованиям трудового законодательства и пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», данные обстоятельства стали известны трудовому коллективу 14 ноября 2021 года в ходе ознакомления с материалами дела № 2а-2857/2021 по иску командира войсковой части по обжалованию вышеуказанного предписания, что подтверждается копией заявления ФИО27. от 8 ноября 2021 года об ознакомлении с материалами дела № 2а-2857/2021, которая была приобщена в материалы данного дела.
Исходя из ответа Государственной инспекции труда города Севастополя (далее ГИТ г. Севастополя) от 19 мая 2023 года на адвокатский запрос адвоката ФИО28. от 3 мая 2023 года исх. № 2/2023 следует, что указанное выше решение Ленинского районного суда г. Севастополя не обжаловано ГИТ г. Севастополя в связи с допущенными нарушениями законодательства государственным инспектором труда ФИО29 при вынесении обжалуемого предписания. За допущенные нарушения законодательства о труде, выявленные при рассмотрении данного спора в Ленинском районном суде г. Севастополя, решением начальника ГИТ г. Севастополя государственный инспектор труда ФИО30. была привлечена к дисциплинарной ответственности. Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность проведения повторного контрольно-надзорного мероприятия независимо от причин, послуживших основанием для его проведения по вопросам, проверенным в ходе первичного контрольного надзорного мероприятия, то работникам отделения пожарной команды филиала (б. Сухарная) технической базы вооружения (ракетной) войсковой части № 63876 было рекомендовано обратиться в адрес ГИТ г. Севастополя с повторным обращением или с исковым заявлением в адрес суда, так как в данном деле появились вновь выявленные существенные обстоятельства и доказательства - наличие результатов государственной экспертизы условий труда Департамента труда социальной защиты населения города Севастополя от 21 июня 2021 года.
23 ноября 2021 года со стороны профсоюзной группы пожарной команды филиала ТБВ (р) в/ч 63876, в лице ФИО31 направлена повторная жалоба по факту нарушений трудового законодательства относительно не соответствия СОУТ 2018 года требованиям действующего законодательства.
29 декабря 2021 года в адрес ФИО32 пришел ответ Государственной инспекции труда города Севастополя от 22 декабря 2021 года № 2144/01-16-01-03-9/02/21 из которого следует, что обращение работников по вопросу несогласия с результатами проведенной в 2018 году специальной оценки условий труда в в/ч 63876 рассмотрено и в отношении в/ч организована внеплановая проверка, по результатам проверки будут приняты меры в соответствии действующим законодательством, о чем работники будут дополнительно проинформированы.
Письмом от 30 ноября 2022 года исх. № 1833/01-16-01-03-9/02/22 Государственная инспекция труда города Севастополя дополнительно проинформировала, что в период с 15 декабря 2021 года по 10 февраля 2022 года проведена документарная проверка в отношении в/ч 63876. Проверкой установлено, что в результатах проведения СОУТ от 30 ноября 2018 года, 29 ноября 2019 года и от 26 октября 2020 года в отношении рабочих мест пожарных команд в/ч 63876 усматриваются противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда. Вопрос выдачи предписания в/ч 63876 в части возложения обязанности устранить нарушения трудового законодательства путем предоставления работникам пожарных команд в/ч 63876 за период с ноября 2018 года по октябрь 2020 года в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда будет рассмотрен после вступления в законную силу решения суда (Севастопольского городского суда) по обжалованию ранее выданного предписания Государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда г. Севастополя ФИО33. от 30 июня 2021 года № 53 по аналогичному делу (подразделение в/ч 63876 в г. Симферополе).
22 июля 2015 года заключен коллективный договор в/ч 63876 на период с 22 июля 2015 года по 22 июля 2018 года, зарегистрирован в Департаменте труда и социальной защиты населения г. Севастополя 24 июля 2015 года, регистрационный номер № 110.
Раздел 1 коллективного договора (общие положения) предусматривает, что договор заключен на 3 года и вступает в силу со дня подписания его сторонами. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет. Положения, изложенные в коллективном договоре обязательны для выполнения командиром войсковой части 63876 (работодателем), его заместителями, а также командирами (начальниками) структурных подразделений и для всего гражданского персонала войсковой части 63876, независимо от их принадлежности к членству профсоюза (статья 43 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1.5 коллективного договора, работодатель обязуется строго выполнять условия коллективного договора.
В соответствии с пунктом 3.1.7 коллективного договора заработная плата работнику устанавливается трудовым договором. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 435 Трудового кодекса Российской Федерации).
Пункт 3.1.8 коллективного договора предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4.1.2 коллективного договора, для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.
Согласно пункту 4.1.7 коллективного договора, продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Согласно пункту 5.1.5 коллективного договора, заработная плата выплачивается 7 и 22 числа каждого месяца перечислением на счет в банке, указанный работником. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) (статья 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
Приложением № 2 к коллективному договору утверждено «Положение об оплате труда гражданского персонала войсковой части 63876».
Пункт 2.1. Положения об оплате труда определяет, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2014 года № 255, работникам в/ч 63876 могут производиться, в том числе, следующие выплаты компенсационного характера:
- за работу с тяжелыми и вредными условиями труда;
- за работу в сверхурочное время;
- за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
- допущенным к государственной тайне на постоянной основе.
Согласно п. 3.1. Положения об оплате труда, гражданскому персоналу в/ч 63876, занятому на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:
- на работах с тяжелыми и вредными условиями труда – до 12%;
- на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – до 24%.
В июле 2018 года подписан новый коллективный договор в/ч 63876 на период действия с 2 июля 2018 года по 2 июля 2021 года, регистровый номер 888 от 24 июля 2018 года.
14 февраля 2020 года в коллективный договор № 888 были внесены изменения, согласно которым пункт 4.1.21 изложен в следующей редакции: «Гражданскому персоналу, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-4 степени или опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск следующей продолжительности: вредные условия труда 2 степени (класс 3.2) - не менее 7 календарных дней; вредные условия труда 3 степени (класс 3.3) - не менее 12 календарных дней; вредные условия труда 4 степени (класс 3.4) - не менее 18 календарных дней; опасные условия труда (класс 4) - не менее 24 календарных дней».
Согласно приложению № 2 к коллективному договору на 2018-2021 годы утверждено Положение об оплате труда гражданского персонала войсковой части 63876, согласно пункту 2.1 которого командир войсковой части 63876 осуществляет выплаты компенсационного характера в соответствии с перечнем данных выплат, установленными приказами Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545; Министерства здравоохранения и социального развития от 29 декабря 2007 года № 822 (с изменениями) и положениями Отраслевого соглашения:
а) за работу в особых условиях труда: работа во вредных (или) опасных условиях труда; исполнение трудовых обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов; выполнение задач по охране и защите арсеналов, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов в составе подразделений военизированной охраны; работа по непосредственному приему, хранению, выдачи вооружения и боеприпасов гражданским персоналом арсеналов, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов; для работников пожарных команд, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов; работа на судах обеспечения, состоящих в кампании (морская надбавка).
Пункт 2.2.1 Положения об оплате труда от 14 февраля 2020 года также предусматривает, что гражданскому персоналу войсковой части 63876, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1-степени (подкласс 3.1) - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени (подкласс 3.2) - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 степени (подкласс 3.3) и (или) 4 степени (подкласс 3.4) - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда (4 класс) - на 24 процента.
По результатам документарной проверки в отношении в/ч 63876, проведенной в период с 15 декабря 2021 года по 10 февраля 2022 года, установлено, что согласно отчету о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденному 30 ноября 2018 года, на рабочих местах начальника команды, командира отделения, пожарного и водителя автомобиля пожарной команды подразделений указанной войсковой части установлен итоговый класс (подкласс) условий труда – 2 (допустимые условия труда), на указанных рабочих местах работникам гарантии и компенсации за условия труда по результатам СОУТ не установлены.
Согласно отчету о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденному от 29 ноября 2019 года, в отношении ранее вакантных рабочих мест командира отделения и пожарного пожарной команды авиационно-технического склада базы комплексного хранения (материальных и технических средств), командира отделения пожарной команды склада горючего (флота) базы комплексного хранения (материальных и технических средств), командира отделения пожарной команды базы (комплексного хранения материальных и технических средств), командира отделения и пожарного пожарной команды технической базы вооружения (ракетная), пожарного пожарной команды филиала (по хранению вооружения дивизии надводных кораблей) технической базы вооружения (ракетная), установлен итоговый класс (подкласс) условий труда – 4 (опасные условия труда).
Согласно отчету о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденному от 29 ноября 2019 года на указанных рабочих местах по результатам СОУТ установлены следующие гарантии и компенсации за условия труда:
- повышенная оплата труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 147 Трудового кодекса Российской Федерации);
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации);
- сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации);
- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (пункт 9 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н).
Согласно выписке из приказа командира в/ч 63876 от 4 декабря 2019 года № 1118 должностные оклады 8-ми работникам вышеуказанных пожарных команд (ФИО34 ФИО35 ФИО36 ФИО37 ФИО38 ФИО39 ФИО40. и ФИО41.) со 2 декабря 2019 года повышены на 24%. Другим работникам пожарных команд указанных структурных подразделений, занятых на таких же должностях с аналогичными условиями труда, должностные оклады не повышались.
В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденным 26 октября 2020 года, в отношении рабочих мест командира отделения пожарной команды и водителя автомобиля пожарных команд указанных структурных подразделений, установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 4 – (опасные условия труда).
Согласно отчету о проведении СОУТ в в/ч 63876, утвержденному от 26 октября 2020 года, на указанных рабочих местах работников пожарной команды в/ч 63876 по результатам СОУТ установлены следующие гарантии и компенсации за условия труда:
- повышенная оплата труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 147 Трудового кодекса Российской Федерации);
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации);
- сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации);
- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (пункт 9 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н).
Из акта документарной проверки в/ч 63876 следует, что согласно выписки из приказа командира в/ч 63876 от 17 ноября 2020 года № 781 для работников вышеуказанных пожарных команд в/ч 63876, у которых рабочие места отнесены к опасным условиям труда (4 класс), установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю, указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%. Приказом командира войсковой части от 5 ноября 2020 года № 1087 пожарной команды филиала (б. Сухарная) технической базы вооружения (ракетной) войсковой части 63876 указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.
В акте документарной проверки также указано, что как следует из протокола заседания комиссии по СОУТ войсковой части 63876 № 2 от 26 ноября 2018 года в соответствии с пунктом 17 приложения № 1 к Методике проведения СОУТ, комиссией принято решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах в подразделениях пожарной команды, поскольку их проведение может создать угрозу для жизни и здоровья как работников войсковой части 63876, так и специалистов ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» и установлении на этих рабочих местах при работах в зонах пожара и проведении аварийно-спасательных работ 4 (опасного) класса условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений. Однако, в нарушение пункта 9 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» данное решение не учтено в картах условий труда указанных рабочих мест и в сводной ведомости результатов проведения СОУТ.
Таким образом, актом документарной проверки установлено, что в результатах СОУТ от 30 ноября 2018 года, 29 ноября 2019 года и от 26 октября 2020 года в отношении рабочих мест вышеуказанных пожарных команд в/ч 63876 усматриваются противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда и принято решение, в целях оценки качества проведения СОУТ на рабочих местах указанной категории работников с 2018 года по 2021 год, отчеты СОУТ в/ч 63876, утвержденные 30 ноября 2018 года, 29 ноября 2019 года и 26 октября 2020 года, направить в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя в целях проведения в установленном порядке государственной экспертизы условий труда в отношении рабочих мест пожарных команд в/ч 63876.
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 21 июня 2021 года № 04, оценки качества проведения специальной оценки условий труда Федерального казенного учреждения «Управление черноморского флота» - в/ч 63876 (далее – ГЭУТ) следует, что ГЭУТ проведена в отношении качества СОУТ 2018, 2019, 2020 годах ФКУ «Управление Черноморского флота» - войсковой части 63876 на рабочих местах: командира отделения, пожарных и водителей автомобиля работников базы (хранения материальных и технических средств) (г. Симферополь) пожарной команды (пожарное депо) в 2018 года (карты СОУТ № 1292-№ 1304); начальника пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда (г. Симферополь) - пожарной команды в 2019 г. (карта СОУТ № 206); командиров отделения пожарной команды, пожарных пожарной команды и водителей автомобиля пожарной команды, базы хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) г. Симферополь - пожарной команды (пожарное депо) в 2020 году (карты СОУТ № 113-№ 118).
Исходя из выводов заключения ГЭУТ от 21 июня 2021 года № 04, качество проведения СОУТ в 2018 года на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) (г. Симферополь) пожарной команды (пожарное депо) ФКУ «Управление Черноморского флота» - в/ч 63876 не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда; качество проведения СОУТ в 2019 году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) (г. Симферополь) пожарной команды (пожарное депо) ФКУ «Управление Черноморского флота» - в/ч 63876 соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда; качество проведения СОУТ в 2020 году на рабочих местах работников баз (хранения материальных и технических средств) (г. Симферополь) пожарной команды (пожарное депо) ФКУ «Управление Черноморского флота» - в/ч 63876 соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу, что условия труда истца ФИО42 по должности водителя автомобиля пожарной команды филиала (б. Сухарная) с момента проведения СОУТ 30 ноября 2018 года не изменялись, являются опасным в соответствии с результатом СОУТ, утвержденным 26 октября 2020 года, поэтому истец имеет право на гарантии и компенсации, в связи с работой в опасных условиях труда. Результат СОУТ от 30 ноября 2018 года, на основании которого условия труда на рабочем месте истца были признаны не опасными, противоречит действующему законодательству в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, Севастопольский городской суд, руководствуясь положениями статей 2, 8, 21, 22, 147, 349, 392, 435 Трудового кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пришел к обоснованному выводу о том, что срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора истцом не соблюден. Поскольку заработная плата начислялась и выплачивалась истцу ежемесячно, при этом в состав заработной платы спорные денежные суммы не были включены, истцу о нарушении его прав было известно каждый раз в момент получения заработной платы без учета испрашиваемых надбавок и доплат. С заключением по результатам СОУТ от 30 ноября 2018 года, установившим отсутствие на рабочем месте истца особых условий труда, ФИО43. был ознакомлен 7 ноября 2018 года, однако результаты специальной оценки условий труда истцом в судебном порядке не оспаривались.
Позиция кассатора об ошибочности выводов судебной коллегии апелляционного суда не основана на положениях норм материального и процессуального права, в связи с чем не может быть признана состоятельной.
Согласно разъяснениям пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» в случае отмены постановления суда первой или апелляционной инстанции и направления дела на новое рассмотрение, указания суда кассационной инстанции о применении и толковании норм материального права и норм процессуального права являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (статья 379.6, часть 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам кассатора, суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации учел указания, содержащиеся в кассационном определении от 5 июня 2024 года.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что специальной оценкой условий труда войсковой части 63876, утвержденной комиссией 30 ноября 2018 года, на рабочем месте ФИО44 установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 2 (допустимые условия труда). Условия труда истца к вредным (опасным) отнесены только по результатам проведения специальной оценки от 26 октября 2020 года.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Апелляционным судом обращено внимание на то обстоятельство, что в судебном порядке результаты специальной оценки условий труда от 2018 года истцом не оспаривались.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с позицией кассатора об ошибочности выводов апелляционного суда о пропуске срока обращения в суд.
Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Приведенная правовая норма во взаимосвязи с частью первой статьи 136 данного Кодекса предполагает, что по делам о невыплате или неполной выплате заработной платы работник должен узнать о нарушении своего права в день выплаты заработной платы, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, и получения расчетного листка (определение Конституционного Суда Российской Федерации № 2658-О от 25 ноября 2020 года).
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Приведенный в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с иском о разрешении индивидуального трудового спора, будучи примерным, ориентирует суды на тщательное исследование всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд для разрешения спора.
Соответственно, часть 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, наделяющая суд правом восстанавливать пропущенные сроки для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, во взаимосвязи с частью первой той же статьи предусматривает, что суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением трудового спора.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 56 постановления от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Из смысла вышеприведенного пункта постановления следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенного условия, а именно: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
В данном случае заработная плата начислялась и выплачивалась истцу ежемесячно, при этом в состав заработной платы спорные денежные суммы не включены. Соответственно, истцу о нарушении его прав было известно каждый раз в момент получения заработной платы.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Суд апелляционной инстанции верно определил предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 1, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»).
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 17 октября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 19 марта 2025 года.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
Е.К. Фрид
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД № 92RS0003-01-2022-004660-52
Дело № 88-6990/2025
№ дела суда 1-й инстанции 2-242/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(Резолютивная часть)
г. Краснодар 13 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Мотиной И.И., Фрид Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО45 к Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы за работу в опасных условиях, компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск, компенсации за отработанные сверх установленной нормы количество часов, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы за отработанные сверх установленной нормы количества часов, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе истца ФИО46 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 17 октября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 17 октября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
Е.К. Фрид
