ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 01RS0006-01-2024-000460-56 |
Дата поступления | 22.01.2025 |
Категория дела | Споры, связанные с земельными отношениями → Другие споры, связанные с землепользованием → Споры, связанные с самовольной постройкой |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Дурнева С. Н. |
Дата рассмотрения | 13.03.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Номер здания, название обособленного подразделения | Четвертый Кассационный суд общей юрисдикции (гражданская коллегия) |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 01 - Республика Адыгея |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея |
Номер дела в первой инстанции | 2-849/2024 |
Дата решения первой инстанции | 03.05.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Лебедева Ирина Анатольевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 20.02.2025 | 10:50 | 207-3 | Заседание отложено | в связи с прочими основаниями | 23.01.2025 | |||
Судебное заседание | 13.03.2025 | 10:05 | 207-3 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 20.02.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
22.01.2025 | ИСТЕЦ | Юдина Л. В., Филиппова О. А., Ильинская А. С. | 23.01.2025 | 23.01.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация МО «Старобжегокайское сельское поселение» | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация МО «Тахтамукайский район» | ||||||||
ИСТЕЦ | Ильинская Александра Сергеевна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ООО «Регион-Строй» | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ООО УК "Жилищный комплекс Тургеневский" | ||||||||
ИСТЕЦ | Рябков Максим Валерьевич | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление Роспотребнадзора по Республики Адыгея в г. Адыгейске, Тахтамукайском и Теучежском районах | ||||||||
ИСТЕЦ | Филиппова Ольга Анатольевна | ||||||||
ИСТЕЦ | Черненко Оксана Аркадьевна | ||||||||
ИСТЕЦ | Юдина Любовь Васильевна |
Дело № 88-4838/2025
№ дела суда 1-й инстанции 2-849/2024
УИД № 01RS0006-01-2024-000460-56
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 13 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н.,
судей Грымзиной Е.В., Чернышевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО2 к ООО УК «Жилищный комплекс Тургеневский» о признании действий незаконными, обязании демонтировать самовольно возведенное сооружение, по кассационной жалобе истцов ФИО3, ФИО4, ФИО1 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 3 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 24 сентября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н., выслушав ФИО3, ФИО4, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей ООО УК «ЖК Тургеневский» ФИО7, ФИО8, возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО2 обратились в суд с иском к ООО Управляющая компания «Жилищный комплекс Тургеневский» о признании действий незаконными, обязании демонтировать самовольно возведенное сооружение и приведении места установки в первоначальное состояние.
Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, образующих жилой комплекс из 16 домов (корпусов) по адресу: <адрес>, корпуса 1-16. Указанные дома располагаются на земельном участке с кадастровым номером №. Жилищный комплекс имеет незарегистрированное строительное наименование «ЖК Виноград-2». Корпуса 8, 10, 12, 13-16 (всего 14 домов) находятся в управлении у ответчика, 9 и 11 корпуса - в управлении ООО Управляющая компания «Вавилон». Соглашений о порядке использования земельного участка между управляющими компаниями и собственниками помещений не заключалось.
В начале октября 2023 года на местах для парковки автотранспортных средств на придомовой территории работники ООО Управляющая компания «Жилищный комплекс Тургеневский» смонтировали металлическое сооружение размером примерно 10 х 10 х 2 м в зоне между 9 и 2 корпусами с целевым назначением использования - обустройство площадки для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), площадка внесена в реестр мест (площадок) накопления ТКО с реестровым №, о чем свидетельствует уведомление администрации муниципального образования Старобжегокайское сельское поселение от 29 сентября 2023 года за исх. №. Общего собрания собственников с повесткой об установке/переносе/выборе места для размещения площадки для сбора ТКО ни в одном из 16 многоквартирных домов не проводилось, решений об установке данной конструкции не принималось.
При получении разрешения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию застройщиком предоставлялся и согласовывался в государственных органах проект планировки и благоустройства территории ЖК, на котором уже были определены и утверждены места для сбора мусора в районе корпусов 10 и 16.
Полагают, что перенос мест размещения ТКО с существующих мест в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирных домов не основано на законе. Указанное послужило основанием для обращения с иском в суд.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 3 мая 2024 года в удовлетворении искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 24 сентября 2024 года решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 3 мая 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО3, ФИО4, ФИО1 просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, в связи с нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы приведены доводы иска и выражено несогласие с выводами судов при их отклонении.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО2 являются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, образующих жилой комплекс из 16 домов (корпусов) по адресу: <адрес>, корпуса 1-16, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН.
Указанные дома располагаются на земельном участке с кадастровым номером № образованным в результате межевания из земельного участка с кадастровым номером № дата внесения записи в ЕГРН – 16 мая 2022 года, что подтверждается выписками из ЕГРН. Жилищный комплекс имеет незарегистрированное строительное наименование «ЖК Виноград-2», которое используется при упоминании домов.
Часть из вышеуказанных 16 домов находится в управлении у ответчика ООО УК «ЖК Тургеневский», остальные корпуса - в управлении ООО УК «Вавилон».
В начале октября 2023 года на местах для парковки автотранспортных средств, на территории возле домов по адресу: <адрес>, ответчиком ООО УК «ЖК Тургеневский» обустроена площадка для сбора твердых коммунальных отходов.
На основании многочисленных обращений собственников помещений многоквартирных домов ЖК «Виноград-2», а также в результате осмотров неоднократно выявивших факты несанкционированной свалки мусора на территории данного жилищного комплекса, не предназначенной для размещения отходов (вблизи контейнерной площадки <адрес> по причине бесконтрольного пользования мусорными контейнерами владельцами коммерческих помещений, находящихся напротив, а также жителями соседних домов а. Новая Адыгея, и в связи превышением допустимой удаленности мусорной контейнерной площадки от многоквартирных домов жилищного комплекса (корпуса 1-4) в три раза (более 300 метров) о которой надзорными органами делались замечания и информировали о необходимости модернизации мусорных контейнерных площадок, ООО УК «ЖК Тургеневский» произвело обязательные мероприятия по обустройству мест сбора ТКО.
Жилищный комплекс «Виноград 2» имеет две мусорные контейнерные площадки, включенные в реестр мусорных контейнерных площадок <адрес> под реестровыми номерами 33 и 37, которые полностью отвечают требованиям санитарных норм, что подтверждается фактом согласования органом местного самоуправления их установки и включением их в соответствующий реестр.
Указанное подтверждается представленным в материалы дела заключением Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея по оценке соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов от 08.04.2021 № 26, из которого следует, что представленные к запросу материалы и документы по месту размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, возле корпуса 1, полностью соответствуют требованиям законодательства РФ в области санитарно- эпидемиологического благополучия.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился Верховный суд Республики Адыгея, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», исходил из того, что ООО УК «ЖК Тургеневский», реализуя цели своей уставной деятельности, действовало исключительно в интересах собственников многоквартирных домов, расположенных по адресу <адрес>, и все мероприятия по обустройству места для сбора твердых коммунальных отходов выполнены в рамках действующего законодательства.
ФИО6 кассационный суд общей юрисдикции соглашается с позицией судов первой и апелляционной инстанций, отклоняя доводы кассационной жалобы, как они не основанные на нормах права.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее - Правила) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5, статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 г., изложена правовая позиция, согласно которой создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома.
ООО УК «ЖК Тургеневский» в ходе рассмотрения данного дела указывало на то, что спорная площадка накопления ТКО размещена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как следует из материалов дела ФИО3 совместно с УК «Вавилон» инициировали процедуру проведения собрания собственников 3,7,10,12 корпусов с постановкой вопроса об оставлении места сбора ТКО на прежнем месте, на которых решение по вопросу № об оставлении места сбора ТКО на прежнем месте собственниками не принято.
Отклоняя доводы истцов о наличии ранее согласованного в государственных органах проекта планировки и благоустройства территории жилищного комплекса, на котором уже были определены и утверждены места для сбора мусора в районе корпусов 10 и 16, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что данные обстоятельства не свидетельствует о незаконности действий ответчика в части определения местоположения контейнерной площадки по сбору твердых коммунальных отходов и его обустройства, так как в ходе судебного разбирательства установлено, что место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, полностью соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия, места размещения включены в реестр мусорных контейнерных площадок <адрес>
Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права; являлись предметом судебного исследования в апелляционной инстанции, судом они проверены, всем им дана оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, его последующих пересмотрах, переоценка доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами не допускается.
Изложение заявителями своего представления о фактической стороне дела и толкования закона, несогласие с произведенной судебными инстанциями оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств с точки зрения их субъективного восприятия спора не являются основаниями для отмены судебных актов.
Суды верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 3 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 24 сентября 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Грымзина Е.В.
Чернышева Е.А.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 18 марта 2025 года.
