ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 23RS0050-01-2024-001083-58 |
Дата поступления | 23.01.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Иванов А. Е. |
Дата рассмотрения | 13.03.2025 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
Номер здания, название обособленного подразделения | Четвертый Кассационный суд общей юрисдикции (административная коллегия) |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 23 - Краснодарский край |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Темрюкский районный суд Краснодарского края |
Номер дела в первой инстанции | 2а-1342/2024 |
Дата решения первой инстанции | 08.04.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Орлова Татьяна Юрьевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 13.03.2025 | 10:10 | 210 | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение | 30.01.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
23.01.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Голубицкого сельского поселения Темрюкского района | 24.01.2025 | 30.01.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Голубицкого сельского поселения Темрюкского района | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация муниципального образования Темрюкский район | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Азово-Черноморский межрайонный природоохоранный прокурор | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Южное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) |
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 8а-2653/2025 (88а-5623/2025)
номер дела суда 1-й инстанции 2а-1342/2024
УИД 23RS0050-01-2024-001083-58
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 13 марта 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Сергеева С.С., Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, поступившую в суд первой инстанции 21 января 2025 года, на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 8 апреля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 августа 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснение представителя администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района Харченко И.Ю., прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Родина А.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
и.о. Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, в котором просит:
- признать незаконным бездействие администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района выразившееся в непринятии мер к организации надлежащего водоотведения канализационных вод от многоквартирных домов <адрес>
- обязать администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района принять меры к организации надлежащего водоотведения канализационных вод от многоквартирных домов по ул<адрес>, исключив сброс сточных вод на рельеф местности в границах земельного участка с кадастровым номером № категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «коммунальное обслуживание», расположенного по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 8 апреля 2024 года административные исковые требования удовлетворены.
Суд обязал администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры: к строительству, возведению канализационного сооружения для водоотведения канализационных вод по ул. Жеребцовой на земельном участке с кадастровым номером № для отведения канализационных вод от домов, расположенных по <адрес>, исключив при строительстве сооружения сборс сточных вод на рельеф местности в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Краснодарского краевого суда от 13 августа 2024 года решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 8 апреля 2024 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанций, направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района Харченко И.Ю. доводы кассационной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимал участие прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Родин А.В., доводам кассационной жалобы возражал, просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, обжалуемые судебные акты оставить в силе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Как следует из материалов дела обращаясь в суд с административным исковым заявлением, и.о. Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края просил суд:
- признать незаконным бездействие администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района выразившееся в непринятии мер к организации надлежащего водоотведения канализационных вод от многоквартирных домов <адрес>
- обязать администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района принять меры к организации надлежащего водоотведения канализационных вод от многоквартирных домов по <адрес>, исключив сброс сточных вод на рельеф местности в границах земельного участка с кадастровым номером № категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «коммунальное обслуживание», расположенного по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
8 апреля 2024 года вынося решение суд первой инстанции обязал администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры: к строительству, возведению канализационного сооружения для водоотведения канализационных вод по ул. Жеребцовой на земельном участке с кадастровым номером № для отведения канализационных вод от домов, расположенных по <адрес>, исключив при строительстве сооружения сборс сточных вод на рельеф местности в границах земельного участка.
Следовательно, суд первой инстанции вышел за рамки административных исковых требований.
В материалах дела имеется письменное заявление об уточнении исковых требований, подписанные и.о. Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края, которые были направлены в суд, согласно конверту (л.д. не пронумерован между листами 91-92), 10 апреля 2024 года и поступи в суд первой инстанции согласно штампа суда на заявление об уточнении 15 апреля 2024 года.
Согласно протоколу судебного заседания от 08 апреля 2024 года следует, что в судебном заседании участвовал помощник прокурора Темрюкского района Хрущ Э.А., который устно уточнил исковые требования, однако суд первой инстанции не уточнил его полномочия, так как административным истцом выступает Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокурора Краснодарского края и в соответствии с частью 2 статьи 56 КАС РФ полномочия представителя на подписания искового заявления должны быть специально оговорены в доверенности.
Суд апелляционной инстанции указанные нарушения не устранил.
Кроме того судами нижестоящий инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Для правильного рассмотрения дела судам нижестоящих инстанций необходимо было проверить доводы административного ответчика, что жилые дома, расположенные по <адрес> не являются многоквартирными дома, а являются домами блокированной застройки.
В связи с изложенным суду первой инстанции необходимо истребовать сведения из ЕГРН на указанные жилые дома, и установить являются указанные жилы дома многоквартирными.
Также необходимо проверить находится ли на балансе администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района оспариваемый септик и передавался ли он после реорганизации совхоза «Голубицкий» на баланс органов местного самоуправления, если да, какими документами это подтверждается.
Понятие централизованная система водоотведения (канализации) определены в Правилах отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 691.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо проверить можно ли отнести расположенный на земельном участке с кадастровым номером № септик к централизованным система водоотведения (канализации).
Кроме того суд первой инстанции обязал административного ответчика возвести канализационное сооружение для отведения канализационных вод, при этом не указал какие именно сооружение необходимо возвести.
Так согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При таких данных судом первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 8 апреля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 августа 2024 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 18 марта 2025 года.
Председательствующий | А.Е. Иванов |
Судьи | С.С. Сергеев |
Ю.Б. Капункин |
