| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 23RS0031-01-2024-003592-37 |
| Дата поступления | 11.02.2025 |
| Категория дела | Дела, связанные с социальными спорами → О предоставлении гарантий и компенсаций, установленных отдельным категориям граждан, о признании недействительными решений об отказе в их предоставлении → переселенцам и беженцам |
| Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
| Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
| Судья | Фрид Е. К. |
| Дата рассмотрения | 13.03.2025 |
| Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение |
| Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 23 - Краснодарский край |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Ленинский районный суд г. Краснодара |
| Номер дела в первой инстанции | 2-3671/2024 |
| Дата решения первой инстанции | 13.05.2024 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Мотько Даниил Юрьевич |
| СЛУШАНИЯ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Судебное заседание | 13.03.2025 | 11:25 | 203-3 | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение | 13.02.2025 | ||||
| ЖАЛОБЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
| 11.02.2025 | ИСТЕЦ | Сорокин С. А., Сорокин М. С. | 12.02.2025 | 13.02.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ОТВЕТЧИК | ГКУ КК Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка | 1082309000179 | |||||||
| ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ООО СЗ КСГ-Инвест | 2309168330 | 1182375068050 | ||||||
| ИСТЕЦ | Сорокин Сергей Анатольевич | ||||||||
| ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Токарева Елена Валерьевна | ||||||||
| ИСТЕЦ | Информация скрыта | ||||||||
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД № 23RS0031-01-2024-003592-37
Дело № 88-6993/2025
№ дела суда 1-й инстанции 2-3671/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 13 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Мотиной И.И., Фрид Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО11, ФИО12 к государственному казенному учреждению Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» о признании незаконными решений и возложении обязанности произвести перечисление социальной выплаты
по кассационной жалобе представителя истцов ФИО13 и ФИО14 по доверенности ФИО15 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., выслушав мнения ФИО16 поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» по доверенности ФИО17 возражавшей против удовлетворения требований кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО18 ФИО19 обратились в суд с иском к государственному казенному учреждению Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» (далее по тексту - ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка», учреждение) о признании незаконным решения от 8 февраля 2024 года об отмене ранее принятого решения о предоставлении государственного жилищного сертификата от 22 февраля 2023 года, решения от 8 февраля 2024 года об отказе в перечислении социальной выплаты.
В обоснование иска указали, что истцы до момента эвакуации (13 октября 2022 года) фактически постоянно проживали по адресу: <адрес>. 13 октября 2022 года истцы вынужденно покинули место постоянного проживания Херсонская область, г. Херсон и в экстренном массовом порядке 14 октября 2022 года были доставлены в Краснодарский край г. Анапа и вселены в пункт временного проживания. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 истцы обратились в ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» с заявлением и пакетом требуемых документов о предоставлении их семье в составе двух человек, государственного жилищного сертификата. 22 февраля 2023 года ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» выдал семье ФИО20 государственный жилищный сертификат № 23-744989. 4 мая 2023 года между ФИО21 ФИО22. и ООО «Специализированный застройщик Вита строй девелопмент» заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> ФИО23 обратился в ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» с заявлением о перечислении социальной выплаты по условиям договора купли-продажи квартиры. Однако 8 февраля 2024 года ответчиком вынесено решение об отмене ранее принятого решения о предоставлении государственного жилищного сертификата от 22 февраля 2023 года и решение об отказе в перечислении социальной выплаты. Причиной отказа являлось то, что в паспортах истцов в отметке «регистрация» указан адрес: <адрес> в период с 24 сентября 2018 года по 26 июля 2023 года, тем самым они не отвечают требованиям Правил. Следовательно, у истцов отсутствуют условия для предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений, на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2024 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2024 года решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истцов ФИО24 просит отменить судебные постановления, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования, в связи с нарушениями судами норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы приведены доводы искового заявления и указано, что правовых оснований установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 для аннулирования ранее принятого решения о предоставлении государственного жилищного сертификата жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства не установлено. Фактическое проживание истцов на территории Херсонской области подтверждены материалами дела, которым не дана правовая оценка в оспариваемых актах. Кассаторы настаивают на том, что у истцов возникло право на получение государственного жилищного сертификата по основаниям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876, в связи с чем оспариваемые решения ответчика являются незаконными.
В суд от представителя ответчика ФИО25 поступили возражения на кассационную жалобу, в которых указано, что оспариваемые решения были приняты в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Факт проживания истцов на территории Херсонской области не подтвержден, при этом учреждение не уполномочено законодательством Российской Федерации устанавливать факт проживания граждан на определенной территории.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО26. является отцом несовершеннолетнего ФИО27
Согласно паспортам граждан Российской Федерации ФИО28. получил паспорт гражданина Российской Федерации 15 сентября 2022 года (код подразделения 910-030); ФИО29. получил паспорт гражданина Российской Федерации 15 сентября 2022 года (код подразделения 910-030).
В указанных паспортах Российской Федерации содержатся сведения о том, что местом регистрации ФИО30. и ФИО31 в период с 24 сентября 2018 года по 26 июля 2023 года являлся адрес: <адрес>
Вместе с этим, ФИО32 выдана справка от 25 января 2023 года № 3 в том, что он был трудоустроен на должности моторист в Государственном бюджетном учреждении науки Херсонской области «Научно-исследовательский центр пресноводной и солоноватоводной гидробиологии» с 22 августа 2022 по настоящее время.
ФИО33. выдана справка от 18 декабря 2023 года о том, что он обучался в Херсонском учебно-воспитательном комплексе-общеобразовательная школа I-II степени № 9 Херсонского городского совета ул. Патона, 11, г. Херсон 73021 в период с октября 2018 года по май 2022 года.
20 февраля 2023 года ФИО34. через филиал МФЦ обратился в ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата на заявителя и члена его семьи - Сорокина М.С.
22 февраля 2023 года Государственным учреждением принято решение о предоставлении государственного жилищного сертификата № 23-744989 на сумму 3 726 954 руб.
4 октября 2023 года ФИО35. через филиал МФЦ обратился в учреждение с заявлением о перечислении социальной выплаты. В результате проведенной учреждением проверки заявления и документов на соответствие требованиям Порядка и Правил, Комиссией Государственного учреждения от 8 февраля 2024 года принято решение об отмене ранее принятого решения о предоставлении государственного жилищного сертификата от 22 февраля 2023 года, и как следствие 8 февраля 2024 года принято решение об отказе в перечислении социальной выплаты.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился Краснодарский краевой суд, исходил из того, что факт проживания истцов на территории Херсонской области не подтвержден, при этом ответчик не уполномочен законодательством Российской Федерации устанавливать факт проживания граждан на определенной территории.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории» установлены правила и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства.
В соответствии с Правилами предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 (далее – Правила предоставления субсидии), субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения осуществляемых субъектами Российской Федерации мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат.
Правилами предоставления финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территории иных субъектов Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 (далее - Правила предоставления финансовой поддержки), в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о получении государственного жилищного сертификата 20 февраля 2023 года, предусмотрено, что мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, вынужденно покинувших место постоянного проживания в г. Херсоне и правобережной части Херсонской области и прибыли на иные территории на постоянное место жительства (пункт 2).
Согласно пункту 4 Правил предоставления финансовой поддержки порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 данных Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает, в том числе необходимость подтверждения гражданами, указанными в пункте 2 данных Правил, факта постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области следующими документами: документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 года, в том числе выданный компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 года либо компетентным органом Херсонской области, а именно: документ, предусмотренный абзацем вторым настоящего подпункта, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо иной документ, содержащий указанные сведения, либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество в г. Херсоне или части Херсонской области, с приложением объяснения гражданина, подтверждающего факт постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, в случае если у такого гражданина документ, удостоверяющий факт его постоянного проживания на указанных территориях, отсутствует. При этом местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей.
Документы, составленные на украинском языке, представляются с переводом на русский язык, оформляемым в простой письменной форме.
В случае отсутствия у граждан выданных компетентным органом Украины, либо Херсонской области, либо Российской Федерации до 13 октября 2022 года документов, содержащих сведения об их проживании в г. Херсоне или части Херсонской области до 13 октября 2022 года, уполномоченный исполнительной орган субъекта Российской Федерации направляет запрос в уполномоченный орган Херсонской области с целью подтверждения проживания гражданина, членов его семьи на территории г. Херсона или части Херсонской области. Принятие решений о подтверждении факта постоянного проживания гражданина, членов его семьи на территории г. Херсона или части Херсонской области может осуществляться коллегиальным органом, образованным Губернатором Херсонской области (временно исполняющим обязанности Губернатора Херсонской области) (пункт 5 Правил предоставления финансовой поддержки).
Постановлением Правительства Краснодарского края от 22 октября 2022 года № 749 утверждено Положение о порядке предоставления жилищных сертификатов жителям г. Херсона и правобережной части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Краснодарского края.
В соответствии с Положением о порядке предоставления жилищных сертификатов в Краснодарском крае, предоставление сертификатов осуществляется гражданам, отвечающим в совокупности следующим критериям: граждане вынужденно покинули место постоянного проживания в г. Херсоне и правобережной части Херсонской области и прибыли на территорию иного субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства; граждане подали заявление на предоставление сертификата; граждане не получили сертификат в другом регионе Российской Федерации.
Уполномоченным органом на предоставление сертификата является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. Предоставление сертификата осуществляется уполномоченным органом с участием ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка».
Пунктом 9 Положения о предоставлении выплаты определено, что правом на получение сертификата обладает гражданин, постоянно проживавший в г. Херсоне или правобережной части Херсонской области, что подтверждается одним из следующих документов: 1) документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации или иные документы, удостоверяющие личность); 2) документы, выданные органами публичной власти Херсонской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние, документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество в г. Херсоне или правобережной части Херсонской области (при их наличии). В случае отсутствия у граждан документов, подтверждающих их проживание в г. Херсоне или правобережной части Херсонской области до 13 октября 2022 года, учреждение направляет запрос в уполномоченный орган Херсонской области с целью подтверждения проживания гражданина на территории г. Херсона и Херсонской области.
После получения ответов на запросы (межведомственные запросы) в течение двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за перечислением выплаты учреждение принимает одно из следующих решений: о перечислении выплаты; об отказе в перечислении выплаты.
Решение об отказе в предоставлении выплаты принимается уполномоченным органом в случае несоответствия гражданина и (или) представленных им документов требованиям этого же Положения.
Таким образом, при соблюдении требований, установленных вышеупомянутыми нормативными правовыми актами, гражданам, покинувшим место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области и прибывшим на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, могут быть предоставлены соответствующе меры поддержки.
Вместе с тем, 25 июля 2023 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 1210 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу абзацев третьего и четвертого подпункта «з» пункта 4 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876, которым в постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876, внесены существенные изменения.
Так, пункт 4 Правил был дополнен подпунктом «м», согласно которому порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает порядок принятия решения об отмене ранее принятого решения о предоставлении гражданину единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) социальных выплат до их перечисления, в том числе в случае выявления несоответствия критериям, указанным в пункте 2 Правил.
Таким образом, Правилами предоставлена процессуальная возможность вынесения решений об отмене ранее принятого решения о предоставлении гражданину социальных выплат до их перечисления.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2023 года № 1210 подпункт «г» пункта 4 Правил дополнен положением о том, что при рассмотрении заявлений граждан проверке подлежат, в том числе, сведения о дате убытия гражданина с места постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области.
В пункте 2 Правил уточнены критерии, которым должны отвечать гражданин и члены его семьи, обратившиеся за получением социальной выплаты: граждане после 24 февраля 2022 года покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства; граждане подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата; граждане по состоянию на 24 февраля 2022 года не были зарегистрированы по месту жительства на территории Российской Федерации; у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке; граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая указанное, законодателем предусматривается, что лицо, которое обращается за получением мер социальной поддержки со стороны государства, должно представить доказательства того, что покинуло место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области и прибыло на территорию Российской Федерации на постоянное место жительства с февраля 2022 года именно в вынужденном порядке.
В качестве доказательств, подтверждающих фактическое проживание ФИО36 вместе с сыном ФИО37 с сентября 2018 года в <адрес> представлены справка № 6521002510 от 24 сентября 2018 года, выданная Управлением труда и социальной защиты населения Корабельного района в городе Херсоне; справка № 3 от 25 января 2023 года, выданная ФИО38., ГБУ науки Херсонской области «Научно-исследовательским центром пресноводной и солоноватоводной гидробиологии», о том что с 22 августа 2022 года он работает в г. Херсон; справка, выданная ФИО39 общеобразовательной школой № 9 г. Херсон, о том, что он с октября 2018 года по май 2022 года учился в школе № 9 г. Херсон; справка № 324 от 12 августа 2022 года, выданная ФИО40 Департаментом труда и социальной политики Херсонской области о регистрации заявления о вынужденных переселенцах; трудовая книжка ФИО41. и справка, выданная работодателем ООО ФПК «Корабел».
По настоящему делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований ФИО42 и возражений ответчика, подлежащих применению норм права являлись следующие обстоятельства: отвечают ли истцы установленным законом критериям, предъявляемым к лицу, которое в экстренном (вынужденном) порядке покинуло постоянное место проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утвержденному в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 3099-р) и прибыло на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации (доказательства фактического проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>); имеют ли ФИО43 право на меры государственной поддержки в виде получения государственного жилищного сертификата; где осуществляет трудовую деятельность ФИО44. и обучается ФИО45.; имеется ли в Херсонской области имущество, принадлежащее истцам на праве собственности.
Кроме того, исходя из устных пояснений ФИО46. в суде кассационной инстанции относительно переезда из Донецкой народной республики в Российскую Федерации и обратно в Херсонскую область, судами необходимо установить указанные обстоятельства.
Статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2024 года нельзя признать законными, а поэтому они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, установив все фактические обстоятельства дела, разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2024 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Краснодара.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 20 марта 2025 года.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
Е.К. Фрид
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД № 23RS0031-01-2024-003592-37
Дело № 88-6993/2025
№ дела суда 1-й инстанции 2-3671/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(Резолютивная часть)
г. Краснодар 13 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Мотиной И.И., Фрид Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО47, ФИО48 к государственному казенному учреждению Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» о признании незаконными решений и возложении обязанности произвести перечисление социальной выплаты
по кассационной жалобе представителя истцов ФИО49 и ФИО50 по доверенности ФИО51 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., выслушав мнения ФИО52 поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» по доверенности ФИО53 возражавшей против удовлетворения требований кассационной жалобы, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2024 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
Е.К. Фрид




