ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0003-01-2023-004776-10 |
Дата поступления | 11.02.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → по искам застрахованных |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Фрид Е. К. |
Дата рассмотрения | 13.03.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Номер здания, название обособленного подразделения | Четвертый Кассационный суд общей юрисдикции (гражданская коллегия) |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 61 - Ростовская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону |
Номер дела в первой инстанции | 2-319/2024 |
Дата решения первой инстанции | 11.01.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Полищук Лилия Игоревна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 13.03.2025 | 11:30 | 203-3 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 13.02.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
11.02.2025 | ИСТЕЦ | Мусалов Ю. М. | 12.02.2025 | 13.02.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Мусалов Юсуп Мингачевич | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Ростовской области | 6163013494 | 1026103162579 |
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД № 61RS0003-01-2023-004776-10
Дело № 88-6994/2025
№ дела суда 1-й инстанции 2-319/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 13 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Мотиной И.И., Фрид Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО8 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете размера пенсии, о возврате денежных средств
по кассационной жалобе истца ФИО9 на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 октября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., судебная коллегия
установила:
ФИО10 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - ОСФР по Ростовской области), в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать ОСФР по Ростовской области произвести перерасчет пенсии, возвратить денежные средства, произвести выплату индексаций с 1 апреля 2007 года согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914, учесть справку № 203 при исчислении размера пенсии.
В обоснование требований указал, что истец является инвалидом ЧАЭС 1988 года. С 3 декабря 2006 года истец является получателем пенсии. Весной 2007 года ФИО11. подал в пенсионный орган справку, содержащую сведения за 6 лет, однако индексация была произведена в соответствии с представленной справкой с 1 января 2008 года, а не с даты назначения пенсии. С 2010 года по 2016 год полученная сумма индексировалась на основании коэффициентов. В конце 2016 года истец был вынужден перейти на государственную пенсию, затем на страховую, в связи с уменьшением размера ранее получаемой пенсии. Истцом произведен расчет размера пенсии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 247 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2015 года социальных пенсий», упущенная выгода составила 4385,77 руб. ФИО12 ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» полагал, что ему должна быть установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности).
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 января 2024 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 октября 2024 года решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 января 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец ФИО13. просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, указывая в обоснование, что суды не дали надлежащую оценку доводам и доказательствам истца, пришли к ошибочным выводам при неверном истолковании норм материального права.
В суд от представителя ответчика ФИО14 поступило возражение на кассационную жалобу, в котором указано, что, вопреки мнению истца, индексация пенсионных выплат производится в разные периоды времени разных частей пенсии – страховой или базовой части до января 2010 года. Размер назначенной и выплачиваемой пенсии рассчитан истцу в полном соответствии с пенсионным законодательством, оснований для перерасчета пенсии не имеется.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО15. согласно справке № 4/64 от 5 марта 1997 года, выданной Волгодонским городским военным комиссариатом, находился на специальных сборах по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне с 25 апреля 1988 года по 19 октября 1988 года.
Согласно удостоверению серии Р № 037812, выданному 19 мая 2003 года, ФИО16М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 года.
Согласно данным пенсионного дела ФИО17 с 3 декабря 2006 года досрочно назначена трудовая пенсия в соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно как лицу, принимавшему участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1988-1990 годы.
При назначении пенсии ответчиком включены в стаж истца периоды работы и иной деятельности, согласно имеющимся документам и выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Так общий трудовой стаж ФИО18 при назначении пенсии (учтен по 3 декабря 2006года) составил 33 года 10 дней. Из них 5 месяцев 25 дней - участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Наиболее выгодное отношение заработка пенсионера к среднему заработку по стране за период с января 1981 по декабрь 1985 года 1 160 (определенное по имеющейся на тот момент в выплатном деле справке о заработной плате); сумма уплаченных работодателями страховых взносов с 1 января 2002 года по 3 декабря 2006 года – 8 258, 05 руб. с учетом индексации.
В соответствии с расчетом размера пенсии, представленным ответчиком в письменном отзыве, расчетный размер пенсии ФИО19 на 1 января 2002 года: РП = (0,61 х 1,160 х 1671,00 руб.) + 46, 33 руб. = 1 228, 73 руб., где: 0,61 - стажевый коэффициент; 1,160 - отношение заработка пенсионера к среднему заработку по стране; 1671,00 руб. - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001, применяемая для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации. 46, 33 руб. - надбавка в размере 25% от минимального размера пенсии (185, 32 руб.) по состоянию на 1 января 2002 года, как лицу, принимавшему участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1988-1990 годы в соответствии с пунктом 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 января 2002 года).
С 1 февраля 2008 года по 31 марта 2008 года на основании поданного в январе 2008 пенсионером заявления, произведен перерасчет размера пенсии с учетом суммы страховых взносов (11 179, 56 руб. - сумма страховых взносов/168 мес. - ожидаемый период выплаты пенсии с учетом пункта 1 статьи 32, пункта 22 статьи 14 Федерального закона № 173-Ф3) и с учетом индексации с названной даты на 1,12 составил 3 656, 84 руб.: базовая часть – 1 560 руб., страховая часть пенсии – 2 096, 84 руб.
Далее размер страховой части пенсии индексировался в общеустановленном порядке и по состоянию на 1 апреля 2008 года составлял 3 725, 81 руб.: базовая часть – 1 560 руб., страховая часть пенсии – 2 165, 81 руб.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым было введено понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), а к страховой пенсии установлена фиксированная выплата в размере 3 935 руб. Пенсия по старости была пересчитана по нормам Федерального закона № 400-ФЗ.
26 октября 2015 года истцом подано заявление о назначении пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, о переводе на государственную пенсию как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
С 1 октября 2015 года в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона № 173-Ф3 и пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 166-ФЗ истцу установлена пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению в сумме 11 922, 73 руб., ее размер ежегодно индексировался в общеустановленном порядке и по состоянию на 1 января 2019 года составлял 12 950, 60 руб.
26 июля 2018 года ФИО20 подал заявление о назначении страховой пенсии по старости. Перевод с пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению на страховую пенсию по старости не был произведен по причине нецелесообразности, т.к. размер страховой пенсии по старости в случае перевода составил бы 12 653, 55 руб., что менее размера пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению (12 950, 60 руб.), о чем заявителю ответчиком направлено уведомление (от 2 августа 2018 года № ОНПП-03-1896).
С 1 января 2019 года на основании заявления от 18 декабря 2018 года, с 1 января 2019 года истцу установлена страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При расчете размера пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (наиболее выгодный вариант) учтены: ожидаемый период выплаты пенсии – 228 мес.; стаж до 1 января 2002 года — 31 год 6 мес. 26 дней; стажевый коэффициент 0,61 с учетом 6-ти лет, отработанных до 1 января 2002 года сверх 25-ти полных лет общего трудового стажа, требуемых для мужчин (0,55+0,06); стаж до 1 января 1991 года - 20 лет 11 мес. 4 дня, коэффициент валоризации — 30% (20+10); максимально возможное согласно абзацу десятому пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношение зарплат - l,2; сумма страховых взносов с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года с учетом индексации — 77 574, 27р.
Далее размер пенсии индексировался в общеустановленном порядке и с 1 января 2023 года по настоящее время с учетом индексации составляет 19 774, 39 руб.: фиксированная выплата к страховой пенсии - 7 567, 33 руб., страховая пенсия по старости — 12 207, 06 руб. (ИПК 98,627 х 123,77 руб. - стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2019 года).
В ноябре 2022 года в связи с выявлением ошибки при рассмотрении заявления от 26 июля 2018 года о переводе с пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению на страховую пенсию по старости, страховая пенсия по старости была установлена с 26 июля 2018 года. ИПК составил 98,627.
Размер страховой пенсии по старости с 26 июля 2018 года составил 13 020, 01 руб.: фиксированная выплата к страховой пенсии – 4 982, 90 руб., страховая пенсия по старости в 8 037, 11 руб. (ИПК 98,627 х 81,49 руб. - стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2018 года).
Согласно заявлению от 18 декабря 2018 года доставка ФИО21 пенсии (иных выплат) осуществляется путем зачисления на счет № 42306810352160611478, открытый в кредитной организации ПАО «Сбербанк России», 10 числа.
В декабре 2022 года с учетом ранее выплаченных сумм пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению произведена доплата страховой пенсии по старости за период с 26 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в общей сумме 360, 48 руб.
ФИО22 является получателем ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на основании пункта 4 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, размер ЕДВ с учетом индексации с 1 февраля 2023 года составляет 2 834, 40 руб.
Согласно материалам пенсионного дела по заявлению ФИО23. от 17 марта 2022 года о предоставлении ежегодной компенсации на оздоровление, ОСФР по Ростовской области в соответствии с частью 2 статьи 40 Закона Российской Федерации № 1244-1 вынесено решение о предоставлении компенсации в размере 735, 58 руб., по заявлению от 18 мая 2023 года о предоставлении ежегодной компенсации на оздоровление ОСФР по Ростовской области вынесено решение о предоставлении компенсации в размере 823, 11 руб. Выплата компенсации произведена по реквизитам, указанным в заявлении.
Согласно письменному отзыву ОСФР по Ростовской области от 24 ноября 2023 года № 15/22659 размер пенсии ФИО24. исчислен верно по документам выплатного дела, в соответствии с действующий пенсионным законодательством Российской Федерации, оснований для перерасчета пенсии не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился Ростовский областной суд, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 7, 39, 42 Конституции Российской Федерации, статей 13, 15, 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходил из того, что пенсионным органом расчет получаемой пенсии произведен в соответствии с действующим законодательством.
Суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии истца с учетом справки № 203 от 28 апреля 1997 года, поскольку сведений о том, что истец обращался в пенсионный орган с заявлением о перерасчете, предоставив справку № 203 от 28 апреля 1997 года, материалы дела не содержат, учитывая, что перерасчет размер страховой пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.
Позиция кассатора об ошибочности выводов судов не основана на положениях материального права, в связи с чем не может быть признана состоятельной.
Согласно части 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения.
В соответствии со статьей 15 приведенного Закона гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 4, 6, 7, 9-12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 2 части первой настоящей статьи: доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности; выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт; преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации; внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках; обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию; внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данной организации.
Судами первой и апелляционной инстанций при отклонении доводов истца установлено, что ФИО25. с 3 декабря 2006 года досрочно назначена трудовая пенсия в соответствии со статьей 30 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (лицо, принимавшее участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1988-1990 годы).
При назначении пенсии все периоды работы и иной деятельности были учтены в стаж согласно имеющимся документам и выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Расчетный размер пенсии на 1 января 2002 года: РП = (0,61 X 1,160 X 1 671 руб.) + 46, 33 руб. = 1 228, 73 руб., где 0,61 - стажевый коэффициент; 1,160 - отношение заработка пенсионера к среднему заработку по стране; 1 671 руб. - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, применяемая для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации; 46, 33 руб. - надбавка в размере 25% от минимального размера пенсии (185, 32 руб.) по состоянию на 1 января 2002 года, как лицу, принимавшему участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской строфы в 1988-1990 годы, в соответствии со статьей 30 Закона № 244-1 (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 января 2002 года).
Расчетный пенсионный капитал на 1 января 2002 года: ПК = (1 228, 73 руб. – 450 руб.) х 168= 130 826, 64 руб., где 1 228, 73 руб. - расчетный размер пенсии (РП); 450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии на 1 января 2002 года; 168 мес. - ожидаемый период выплаты пенсии (Т).
При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 5 статьи 14, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Пенсионный капитал (ПК) с учетом индексации: ПК = 130 826, 64 руб. х 2,0510945 = 268 337, 80 руб., где 2,0510945 - коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала с 2002 по 2006 годы.
Размер страховой части (СЧ) пенсии по старости с 3 декабря 2006 года: СЧ = (268 337, 80 руб. + 8 258,05 руб.) / 168 мес. = 1 646, 40 руб., где 268 337, 80 руб. - индексированный расчетный капитал, 8 258, 05 руб. - сумма страховых взносов за период с 1 января 2002 года по 3 декабря 2006 года: 168 мес. – ожидаемый период выплаты пенсии.
Размер пенсии с 3 декабря 2006 года составил 2 681, 49 руб.: базовая часть – 1 035, 09 руб., страховая часть пенсии – 1 646, 40 руб.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости индексируется в порядке и сроки, установленные частью 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 1 января 2010 года введен новый механизм определения, перерасчета, индексации и корректировки размеров трудовых пенсий.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей (ранее трудовая пенсия по старости состояла из базовой, страховой и накопительной частей).
С 1 января 2010 года базовая часть трудовых пенсий была преобразована в фиксированный базовый размер, который соответствует размерам базовых частей трудовых пенсий, установленных на 31 декабря 2009 года в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии. Порядок индексации размеров трудовых пенсий (включая их фиксированный базовый размер) установлен пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 1 апреля 2007 года размер страховой и базовой части пенсии был проиндексирован в установленном порядке и составил 2 910, 59 руб.: базовая часть — 1 112, 72 руб., страховая часть пенсии — 1 797, 87 руб.
С 1 июля 2007 года произведена корректировка размера страховой части с учетом уточненной суммы оплаченных работодателями страховых взносов на дату назначения пенсии – 8 408, 22 руб. ((8 408, 22 руб. – 8 258, 05 руб.)/168 мес. ожидаемый период выплаты пенсии х 1,092/коэффициент индексации пенсии с 1 апреля 2007 года), размер пенсии составил 2 911, 57 руб.: базовая часть – 1 112, 72 руб., страховая часть пенсии – 1 798, 85 руб.
Далее размер базовой части пенсии индексировался в общеустановленном порядке и по состоянию на 1 октября 2007 года составлял 3 058, 85 руб.: базовая часть — 1 260 руб., страховая часть пенсии – 1 798, 85 руб.
Далее размер базовой части пенсии индексировался в общеустановленном порядке и по состоянию на 1 декабря 2007 года составлял 3 058, 85 руб.: базовая часть – 1 560 руб., страховая часть пенсии – 1 798, 85 руб.
Далее размер страховой части пенсии индексировался в общеустановленном порядке и по состоянию на 1 февраля 2008 года составлял 3 574, 71 руб.: базовая часть – 1 560 руб., страховая часть пенсии – 2 014, 71 руб.
С 1 февраля 2008 года по 31 марта 2008 года на основании поданного в январе 2008 года пенсионером заявления, был произведен перерасчет размера пенсии с учетом суммы страховых взносов (11 179, 56 руб. – сумма страховых взносов/168 мес. – ожидаемый период выплаты пенсии с учетом норм части 1 статьи 32, части 22 статьи 14 Федерального закона № 173-Ф3) и с учетом индексации с названной даты на 1,12 составил 3 656, 84 руб.: страховая часть пенсии – 2 096, 84 руб.
Далее размер страховой части пенсии индексировался в общеустановленном порядке и по состоянию на 1 апреля 2008 года составлял 3 725, 81 руб., базовая часть – 1 560 руб., страховая часть пенсии – 2 165, 81 руб.
Распоряжением от 30 июня 2008 года размер пенсии был пересчитан с учетом начисленных работодателями взносов (9 451, 56 руб.) в соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации № 9-П от 10 июля 2007 года (9 451, 56 руб. – 8 408, 22 руб.)/168 мес./ожидаемый период выплаты пенсии х 1,092/коэффициент индексации пенсии с 1 апреля 2007 года), произведен расчет доплат и с 10 июля 2007 года размер пенсии составил 2 918, 35 руб.: базовая часть – 1 112, 72 руб., страховая часть пенсии – 1 805, 63 руб.
По состоянию на 30 июня 2008 года размер пенсии с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации № 9-П от 10 июля 2007 года составил 3 814, 10 руб.
Далее размер страховой части пенсии индексировался в общеустановленном порядке и по состоянию на 1 августа 2008 года составлял 4 228, 43 руб.: базовая часть – 1 794 руб., страховая часть пенсии – 2 434, 43 руб.
Распоряжением от 12 февраля 2009 года № 8224/27 в связи с предоставлением справки о заработной плате с июля 1978 года по октябрь 1980 года, произведен перерасчет размера пенсии с учетом максимально возможного согласно абзацу десятому пункта 30 статьи 30 Федерального закона № 173-Ф3 отношения зарплат – 1,2 (фактическое отношение заработка пенсионера к среднему заработку по стране, выбранное за период с июля 1978 года по август 1983 года) с 1 марта 2009 года.
Расчетный размер пенсии на 1 января 2002 года составил 1 269, 50 руб. (был – 1 228, 73 руб.); пенсионный капитал с учетом индексации – 282 386, 49 руб. (был – 268 337, 80 руб.). Размер пенсии с учетом индексации базовой части с 1 марта 2009 года и страховых взносов, начисленных работодателями в сумме 15 152, 48 руб. составил 4 596, 70 руб.: базовая часть – 1 950 руб., страховая часть пенсии – 2 646, 70 руб.
Далее размер пенсии индексировался в общеустановленном порядке и по состоянию на 31 декабря 2009 года с учетом индексации и перерасчетов составлял 5 905, 11 руб.: базовая часть – 2 562 руб., страховая часть пенсии – 3 343, 11 руб.
С 1 января 2010 года согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 года № 213-Ф3 осуществлена валоризация - увеличение денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, приобретенных по состоянию на 1 января 2002 года, плюс по 1% за каждый полный год работы до 1 января 1991 года. Одновременно, базовая часть трудовой пенсии вошла в страховую в виде фиксированного базового размера (ФБР). Размер валоризации определен исходя из трудового стажа до 1991 года - 20 полных лет, коэффициент валоризации — 30% (10+20).
Расчет суммы валоризации: 282 386, 49 руб. (расчетный пенсионный капитал на 1 января 2002 года) х 1,092 х 1,12 х 1,08 х 1,175 х 1,075 (коэффициенты индексации с 1 апреля 2007 года по 31 декабря 2009 года) х 30% / 168 мес. – ожидаемый период выплаты пенсии.
Размер пенсии с учетом валоризации с 1 января 2010 года составил 6 809, 55 руб.: фиксированный базовый размер – 2 562 руб., страховая часть – 4 247, 55 руб. (в том числе, 904, 42 руб. за счет валоризации).
Далее размер пенсии индексировался в общеустановленном порядке и по состоянию на 1 августа 2010 года – 7 238, 56 руб.: фиксированный базовый размер – 2 723, 41 руб., страховая часть – 4 515, 15 руб. (в том числе, 961, 40 руб. за счет валоризации).
С 1 августа 2010 года в беззаявительном порядке была произведена корректировка страховой части за счет суммы страховых взносов, начисленных работодателями (3 470, 32 руб./страховые взносы/156 мес. - ожидаемый период выплаты пенсии с учетом норм части 1 статьи 32, части 22 статьи 14 Федерального закона № 173-Ф3), размер пенсии составил 7 260, 81 руб.: фиксированный базовый размер – 2 723, 41 руб., страховая часть – 4 537, 40 руб. (в том числе - 961, 40 руб. за счет валоризации).
Далее размер пенсии индексировался в общеустановленном порядке.
По состоянию на 31 декабря 2014 года размер пенсии с учетом индексации и перерасчетов составлял 25, 29 руб.: фиксированный базовый размер — 3 910, 34 руб., страховая часть – 6 514, 95 руб. (в том числе – 1 380, 40 руб. за счет валоризации).
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым было введено понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), а к страховой пенсии и установлена фиксированная выплата в размере 3 935 руб. Пенсия по старости была пересчитана по нормам Федерального закона № 400-ФЗ.
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) составил 101,637.
Размер пенсии с 1 января 2015 года составил 10 449, 95 руб.: фиксированная выплата к страховой пенсии – 3 935 руб., страховая пенсия по старости – 6 514, 95 руб. (ИПК 101,637 х 64,1 – стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2015 года).
По состоянию на 1 октября 2015 года размер пенсии с учетом индексации, произведенной с 1 февраля 2015 года, составлял 11 641, 49 руб.: фиксированная выплата к страховой пенсии – 4 383, 59 руб., страховая пенсия по старости – 7 527, 90 руб. (ИПК 101,637 х 71, 41 руб. - стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 года).
26 октября 2015 года ФИО26. обратился в пенсионный орган с заявлениями о назначении пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, а также о переводе на государственную пенсию как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, ели иное не предусмотрено федеральным законом.
С 1 октября 2015 года в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона № 173-Ф3 и пунктом 2 части 2 статьи Федерального закона № 166-ФЗ заявителю была установлена пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению в сумме 11 922, 73 руб., ее размер ежегодно, с апреля индексировался в общеустановленном порядке и по состоянию на 1 января 2019 года составлял 12 950, 60 руб.
26 июля 2018 года ФИО27. подал заявление о назначении страховой пенсии по старости. Перевод с пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению на страховую пенсию по старости не был произведен по причине нецелесообразности, т. к. размер страховой пенсии по старости в случае перевода составил 12 653, 55 руб., что меньше размера пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению (12 950, 60 руб.), о чем истцу было сообщено.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
С 1 января 2019 года на основании заявления от 18 декабря 2018 года истцу была установлена страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ. Общий трудовой стаж при назначении пенсии (учтен по 3 августа 2009 года) составил 35 лет 7 мес. 10 дней, из них 5 мес. 25 дней - участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
При расчете размера пенсии по части 3 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ (наиболее выгодный вариант) были учтены: ожидаемый период выплаты пенсии — 228 мес.; стаж до 1 января 2002 года – 31 год 6 мес. 26 дней; стажевый коэффициент 0,61 с учетом 6-ти лет, отработанных до 1 января 2002 года сверх 25-ти полных лет общего трудового стажа, требуемых для мужчин (0,55+0,06); стаж до 1 января 1991 года - 20 лет 1 мес. 4 дня, коэффициент валоризации – 30% (20+10); максимально возможное согласно абзацу десятому части 30 статьи 30 Федерального закона № 173-Ф3 отношение зарплат – 1,, сумма страховых взносов с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года с учетом индексации – 77 574, 27 руб.
Согласно представленному расчету размера пенсии расчетный размер пенсии на 1 января 2002 года составил РП = (0,61 х 1,2 х 1 671 руб.) + 46, 33 руб. 1 269, 50 руб., где: 0,61 - стажевый коэффициент; 1,2- отношение заработка пенсионера к среднему заработку по стране; 1 671 руб. - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, применяемая для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации; 46, 33 руб. - надбавка в размере 25% от минимального размера пенсии (185, 32 руб.) по состоянию на 1 января 2002 года, как лицу, принимавшему участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1988-1990 годы, в соответствии со статьей 30 Закона № 1244-1 (в редакции, действовавшей по стоянию на 1 января 2002 года).
Расчетный пенсионный капитал на 1 января 2002 года: ПК = (1 269, 50 руб. — 450 руб.) х 228= 186 846 руб., где 1 269, 50 руб. - расчетный размер пенсии (РП); 450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии на 1 января 2002 года; 228 мес. - ожидаемый период выплаты пенсии (Т). Пенсионный капитал (ПК) с учетом индексации: ПК = 186 846 руб. х 5,6148165 = 1 049 106 руб., где 5,6148165 – коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала с 2002 года по 2014 год.
Сумма валоризации (10% величины проиндексированного пенсионного капитала + 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года) с учетом стажа 20 лет: СВ = 1 049 106 руб. х 30% = 314 731, 80 руб., где 1 049 106 руб. – проиндексированный пенсионный капитал, 30% - коэффициент валоризации.
Размер страховой части (СЧ) пенсии по старости на 31 декабря 2014 года: СЧ = (104 9106 руб. + 314 731, 80 руб. + 77 574, 27 руб.) / 228 – 6 321, 98 руб.; 1 049 106 руб. - проиндексированный расчетный капитал; 314 731, 80 руб. - сумма валоризации; 77 574, 27 руб. - сумма страховых взносов за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года.
ИПК составил 98,627 (6 321, 98 – страховая пенсия / 64,10 – стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2015 года).
Размер пенсии по старости с 1 января 2019 года составил 13 938 641 руб.: фиксированная выплата к страховой пенсии – 5 334, 19 руб., страховая пенсия по старости – 8 604, 22 руб. (ИПК 98.627 х 87,24 руб. - стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2019 года).
Далее размер пенсии индексировался в общеустановленном порядке и с 1 января 2023 года по настоящее время с учетом индексации составляет 19 774, 39 руб.: фиксированная выплата к страховой пенсии – 7 567, 33 руб., страховая пенсия по старости – 12 207, 06 руб. (ИПК 98.627 х 123, 77 руб. – стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2019 года).
В ноябре 2022 в связи с выявлением ошибки при рассмотрении заявления от 26 июля 2018 года о переводе с пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению на страховую пенсию старости, страховая пенсия по старости была установлена с 26 июля 2018 года, ИПК составил 98,627.
Размер страховой пенсии по старости с 26 июля 2018 года составил 13 020, 01 руб.: фиксированная выплата к страховой пенсии – 4 982, 90 руб.; страховая пенсия по старости – 8 037, 11 руб. (ИПК 98.627 х 81, 49 руб. - стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2018 года).
В декабре 2022 года с учетом ранее выплаченных сумм пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению произведена доплата страховой пенсии по старости за период с 26 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в общей сумме 360, 48 руб.
Вопреки доводам кассатора, приведенные выше положения закона были учтены судами первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых постановлений, судебные акты приняты в полном соответствии с требованиями материального закона, подлежащего применению, правомерность определения размера пенсии проверена судами.
Отклоняя доводы истца о том, что понижающий коэффициент 1,2 был применен при расчете пенсии истца неправильно, судебная коллегия апелляционного суда обоснованно указала, что расчетный размер пенсии истца на дату назначения пенсии определен по части 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, и в соответствии с указанной нормой отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Ссылки истца на постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» также получили оценку судов и признаны несостоятельными, так как истец к категориям граждан, которым причинен вред здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекший утрату трудоспособности, не относится, ФИО28. данных сведений не представил, следовательно, законных оснований для установления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, не имеется.
Справка от 5 марта 1997 года № 4/64, выданная Волгодонским городским военным комиссариатов, предоставленная истцом, указанных обстоятельств не опровергает, поскольку не доказывает факт причинения вреда здоровью истца в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, повлекшего утрату трудоспособности.
В справке от 28 апреля 1997 года № 203 указана заработная плата истца за 49 месяцев, а не 60, при этом согласно абзацу седьмому части 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами, в связи с чем указанная справка не могла быть принята ответчиком для расчета среднемесячного заработка.
Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права; являлись предметом судебного исследования в апелляционной инстанции, судом они проверены, всем им дана оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, его последующих пересмотрах, переоценка доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами не допускается.
Изложение заявителем своего представления о фактической стороне дела и толкования закона, несогласие с произведенной судебными инстанциями оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств с точки зрения его субъективного восприятия спора не являются основаниями для отмены судебных актов.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 1, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»).
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 октября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 20 марта 2025 года.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
Е.К. Фрид
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД № 61RS0003-01-2023-004776-10
Дело № 88-6994/2025
№ дела суда 1-й инстанции 2-319/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(Резолютивная часть)
г. Краснодар 13 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Мотиной И.И., Фрид Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО29 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете размера пенсии, о возврате денежных средств
по кассационной жалобе истца ФИО30 на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 октября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 октября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
Е.К. Фрид
