ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 23RS0031-01-2023-013372-72 |
Дата поступления | 03.04.2025 |
Категория дела | Дела, связанные с социальными спорами → О признании недействительным ненормативного акта, порождающего права и обязанности в сфере социального обеспечения → решений жилищной комиссии об отказе в признании инвалидов, участников ВОВ, ветеранов боевых действий, военнослужащих и членов их семей нуждающимися в обеспечении жилым помещением |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Мотина И. И. |
Дата рассмотрения | 30.04.2025 |
Результат рассмотрения | АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Отменен |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
Номер здания, название обособленного подразделения | Четвертый Кассационный суд общей юрисдикции (гражданская коллегия) |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 23 - Краснодарский край |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Ленинский районный суд г. Краснодара |
Номер дела в первой инстанции | 2-2219/2024 |
Дата решения первой инстанции | 16.09.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Ситников Вадим Евгеньевич |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 30.04.2025 | 11:35 | 203-3 | АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение | 08.04.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
03.04.2025 | ЗАЯВИТЕЛЬ | Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства | 04.04.2025 | 07.04.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Васина Наталья Геннадьевна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ГКУ КК Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Публично-правовая компания "Фонд развития территорий" |
ЧЕТВЁРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 апреля 2025 года по делу № 88-12017/2025
№ дела суда 1-й инстанции 2-2219/2024
УИД: 23RS0031-01-2023-013372-72
Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи И.И. Мотиной,
судей Е.К. Фрид, Е.В. Якубовской,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васиной Натальи Геннадьевны к Государственному казенному учреждению Краснодарского края "Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата, о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
по кассационной жалобе представителя третьего лица - Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 18 сентября 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 февраля 2025 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., пояснения представителя Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края ФИО5 и представителя Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка" ФИО6, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения истца Васиной Н.Г., полагавшей судебные акты не подлежащими отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васина Н.Г обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Краснодарского края "Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка" (далее - ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка»), третьим лицом привлечено – Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ КК), в котором, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила: признать незаконным решение ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата; признать её право на получение государственного жилищного сертификата, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории".
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 18 сентября 2024 года иск Васиной Н.Г. удовлетворен. Суд признал незаконным решение ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Васиной Н.Г. государственного жилищного сертификата; признал за Васиной Н.Г. право на получение государственного жилищного сертификата, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 февраля 2025 года решение Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 18 сентября 2024 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства ТЭК и ЖКХ КК - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Министерства ТЭК и ЖКХ КК ставит вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, просит направить дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Краснодара в ином составе судей. В обоснование доводов жалобы указывает, что истцом с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата был предоставлен паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства в ДНР, по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, однако указанный населенный пункт не входит в Перечень, утвержденный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года №3099-р. Также указывает, что установление факта проживания в г. Херсоне или части Херсонской области должно осуществляться с участием уполномоченного Правительством Российской Федерации и Советом министров-правительства Военно-гражданской администрации Херсонской области органа Херсонской области – Межведомственная комиссия. Обращает внимание суда, что Межведомственная комиссия предоставила в Учреждение информацию о том, что на основании действующей регистрации в Запорожской области от ДД.ММ.ГГГГ не может подтвердить факт постоянного проживания гражданки Васиной Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории г. Херсона или части Херсонской области до момента начала вынужденной эвакуации. При этом, судами не учтены доводы ответчика и третьего лица о том, что справка военно-гражданской администрации Херсонской городской территориальной громады Херсонского района Херсонской области не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о движении дела размещена также на официальном сайте Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, кассационный суд счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть жалобы в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судами при рассмотрении данного дела допущены.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов гражданского дела, что с ДД.ММ.ГГГГ Васина Н.Г.(ДД.ММ.ГГГГ года рождения) документирована паспортом гражданина Российской Федерации, имеет регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Донецкая народная республика, <адрес>
Согласно информационным учетам УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю Васина Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ въехала на территорию Российской Федерации через КПП «Армянск (Авто)».
Васина Н.Г. является инвалидом с детства, что подтверждается справкой серии МСЭ-2016 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Бюро СМЭ № 9 ФКУ ГБ МСЭ по Республике Крым Минтруда России.
Васина Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» с заявлением о предоставлении жилищного сертификата, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории", представив необходимый пакет документов.
При этом, истец указала, что является жителем г. Херсона, куда она вынужденно переехала из г.Авдеевки Донецкой области в 2014 году. Перемена места жительства была вызвана состоянием здоровья, ей требовалось лечение в виде гемодиализа, которое она не могла получать в Донецкой области. С указанного времени она проживала в <адрес>. В ноябре 2014 года по законодательству Украины признана внутренне перемешенным лицом. В подтверждение данной позиции Васина Н.Г. представила ответчику справку о взятии на учет внутренне перемещенных лиц № от ДД.ММ.ГГГГ, справку № № от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из решения № от ДД.ММ.ГГГГ Военно-гражданской администрации Херсонской городской громады Херсонского района Херсонской области Российской Федерации, которыми установлен факт постоянного проживания истца на территории г.Херсона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Действуя в соответствии с установленным порядком, для проверки факта проживания Васиной Н.Г. в г. Херсоне, ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» обратилось в Межведомственную комиссию по вопросам взаимодействия с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Сообщением Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ факт постоянного проживания Васиной Н.Г. на территории г.Херсона или части Херсонской области до момента начала вынужденной эвакуации не подтвержден.
Решением ГКУ КК Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка" от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственного жилищного сертификата истцу отказано, в связи с отсутствием доказательства постоянного проживания на территорииг. Херсона или части Херсонской области.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Васиной Н.Г. требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 N1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории", Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.10.2022 N 749 "Об утверждении Порядка предоставления жилищных сертификатов жителям г. Херсона и правобережной части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Краснодарского края» и исходил из наличия права истца на получение жилищного сертификата, поскольку нахождение Васиной Н.Г. на территории г. Херсона нашло свое подтверждение.
Приходя к указанным выводам, суд первой инстанции сослался на проставленные Военно-гражданской администрацией Херсонской городской территориальной громады Херсонского района Херсонской области суду документы: заявление от ДД.ММ.ГГГГ Васиной Н.Г.; объяснение от ДД.ММ.ГГГГ Васиной Н.Г.; паспорт гражданина РФ на имя Васиной Н.Г., выданный ДД.ММ.ГГГГ; паспорт гражданина Украины на имя Васиной Н.Г.; справкой о взятии па учёт внутренне перемещённого лица по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ; удостоверение инвалида-детства Васиной Н.Г.; справку об установлении инвалидности от ДД.ММ.ГГГГ Васиной Н.Г.; выписки из медицинской книги от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; декларацию о выборе врача от ДД.ММ.ГГГГ Васиной Н.Г; свидетельские показания oт ДД.ММ.ГГГГ ФИО7; паспорт гражданина Украины на имя ФИО7; справку о регистрации места проживания лица oт ДД.ММ.ГГГГ ФИО7; свидетельские показания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8; паспорт гражданина РФ на имя ФИО8, выданный ДД.ММ.ГГГГ. При этом, суд первой инстанции указал, что эти обстоятельства не были учтены ответчиком при принятии решения об отказе Васиной Н.Г. в выдаче государственного жилищного сертификата.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции не соглашается с данными выводами судов, считает их основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 2022 года N 686 признан государственный суверенитет и независимость Херсонской области.
Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 8-ФКЗ Херсонская область принята в Российскую Федерацию и образована в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г.Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории" установлены правила и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд развития территорий" для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства.
В соответствии с Правилами предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд развития территорий" в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876 (далее - Правила предоставления субсидии), субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения осуществляемых субъектами Российской Федерации мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат.
Правилами предоставления финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территории иных субъектов Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876 (далее - Правила предоставления финансовой поддержки), в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о получении государственного жилищного сертификата 21 июля 2023 года, предусмотрено, что мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, вынужденно покинувших место постоянного проживания в г. Херсоне и правобережной части Херсонской области и прибыли на иные территории на постоянное место жительства (пункт 2).
Согласно пункту 4 Правил предоставления финансовой поддержки порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 данных Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает, в том числе необходимость подтверждения гражданами, указанными в пункте 2 данных Правил, факта постоянного проживания в г.Херсоне или части Херсонской области следующими документами:
документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в г.Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 года, в том числе выданный компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 года либо компетентным органом Херсонской области, а именно: документ, предусмотренный абзацем вторым настоящего подпункта, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо иной документ, содержащий указанные сведения, либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество в г. Херсоне или части Херсонской области, с приложением объяснения гражданина, подтверждающего факт постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, в случае если у такого гражданина документ, удостоверяющий факт его постоянного проживания на указанных территориях, отсутствует. При этом, местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей.
Документы, составленные на украинском языке, представляются с переводом на русский язык, оформляемым в простой письменной форме.
В случае отсутствия у граждан выданных компетентным органом Украины, либо Херсонской области, либо Российской Федерации до 13 октября 2022 года документов, содержащих сведения об их проживании в г.Херсоне или части Херсонской области до 13 октября 2022 года, уполномоченный исполнительной орган субъекта Российской Федерации направляет запрос в уполномоченный орган Херсонской области с целью подтверждения проживания гражданина, членов его семьи на территории г. Херсона или части Херсонской области. Принятие решений о подтверждении факта постоянного проживания гражданина, членов его семьи на территории г. Херсона или части Херсонской области может осуществляться коллегиальным органом, образованным Губернатором Херсонской области (временно исполняющим обязанности Губернатора Херсонской области) (пункт 5 Правил предоставления финансовой поддержки).
Постановлением Правительства Краснодарского края от 22 октября 2022 года N 749 утверждено Положение о порядке предоставления жилищных сертификатов жителям г. Херсона и правобережной части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Краснодарского края.
В соответствии с Положением о порядке предоставления жилищных сертификатов в Краснодарском крае, предоставление сертификатов осуществляется гражданам, отвечающим в совокупности следующим критериям: 1) граждане вынужденно покинули место постоянного проживания в г. Херсоне и правобережной части Херсонской области и прибыли на территорию иного субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства; 2) граждане подали заявление на предоставление сертификата; 3) граждане не получили сертификат в другом регионе Российской Федерации.
Уполномоченным органом на предоставление сертификата является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. Предоставление сертификата осуществляется уполномоченным органом с участием ГКУ КК "Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка".
Пунктом 9 Положения о предоставлении выплаты определено, что правом на получение сертификата обладает гражданин, постоянно проживавший в г. Херсоне или правобережной части Херсонской области, что подтверждается одним из следующих документов: 1) документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации или иные документы, удостоверяющие личность); 2) документы, выданные органами публичной власти Херсонской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние, документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество в г. Херсоне или правобережной части Херсонской области (при их наличии). В случае отсутствия у граждан документов, подтверждающих их проживание в г. Херсоне или правобережной части Херсонской области до 13 октября 2022 года, учреждение направляет запрос в уполномоченный орган Херсонской области с целью подтверждения проживания гражданина на территории г. Херсона и Херсонской области.
После получения ответов на запросы (межведомственные запросы) в течение двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за перечислением выплаты учреждение принимает одно из следующих решений: 1) о перечислении выплаты; 2) об отказе в перечислении выплаты.
Решение об отказе в предоставлении выплаты принимается уполномоченным органом в случае несоответствия гражданина и (или) представленных им документов требованиям этого же Положения.
Таким образом, при соблюдении требований, установленных вышеупомянутыми нормативными правовыми актами, гражданам, покинувшим место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области и прибывшим на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, могут быть предоставлены соответствующе меры поддержки.
Вместе с тем, 25 июля 2023 года принято постановление Правительства Российской Федерации N 1210 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу абзацев третьего и Четвёртого подпункта "з" пункта 4 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876, которым в постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876, внесены существенные изменения.
Так, пункт 4 Правил был дополнен подпунктом "м", согласно которому порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает порядок принятия решения об отмене ранее принятого решения о предоставлении гражданину единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) социальных выплат до их перечисления, в том числе в случае выявления несоответствия критериям, указанным в пункте 2 Правил.
Таким образом, Правилами предоставлена процессуальная возможность вынесения решений об отмене ранее принятого решения о предоставлении гражданину социальных выплат до их перечисления.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2023 года N 1210 подпункт "г" пункта 4 Правил дополнен положением о том, что при рассмотрении заявлений граждан проверке подлежат, в том числе, сведения о дате убытия гражданина с места постоянного проживания в г.Херсоне или части Херсонской области.
В пункте 2 Правил уточнены критерии, которым должны отвечать гражданин и члены его семьи, обратившиеся за получением социальной выплаты: граждане после 24 февраля 2022 года покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства; граждане подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата; граждане по состоянию на 24 февраля 2022 года не были зарегистрированы по месту жительства на территории Российской Федерации; у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке; граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая указанное, законодателем предусматривается, что лицо, которое обращается за получением мер социальной поддержки со стороны государства, должно представить доказательства того, что покинуло место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области и прибыло на территорию Российской Федерации на постоянное место жительства с февраля 2022 года именно в вынужденном порядке.
По настоящему делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Васиной Н.Г. и возражений ответчика, подлежащих применению норм права являлись следующие обстоятельства: отвечает ли истец Васина Н.Г. установленным законом критериям, предъявляемым к лицу, которое в экстренном (вынужденном) порядке покинуло постоянное место проживания в г.Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утвержденному в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 3099-р) и прибыло на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации; имеет ли Васина Н.Г. право на меры государственной поддержки в виде получения государственного жилищного сертификата;
Статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, указал, что документально подтверждено проживание Васиной Н.Г. на юридически значимую дату по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, судом первой инстанции не установлено, действительно ли истец осуществила переезд из ДНР в г. Херсона или часть Херсонской области, или фактически проживала на юридически значимую дату на территории ДНР в <адрес> (согласно регистрации по месту жительства, при этом, населенный пункт ДНР г. Авдеевка, в котором зарегистрирован истец, не входит в перечень, утвержденный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> юридически значимым обстоятельством для данного дела является отсутствие регистрации истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Херсона или части Херсонской области, указанной в подпункте 1 пункта 6 Порядка.
Как следует из постановления Совета министров – Правительства Военно-гражданской администрации Херсонской области от ДД.ММ.ГГГГ №пп уполномоченным органом Херсонской области по межведомственному взаимодействию с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации является межведомственная комиссия при Правительстве Херсонской области по вопросам взаимодействия с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в целях реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам Российской Федерации, покинувшим г. Херсон и Херсонскую области (далее Межведомственная комиссия) (п.3 Приложения 1).
С учетом того, что Межведомственная комиссия предоставила по запросу ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» ДД.ММ.ГГГГ информацию о том, что на основании действующей регистрации в Запорожской области от ДД.ММ.ГГГГ не может подтвердить факт постоянного проживания Васиной Н.Г. на территории г. Херсона или части Херсонской области до момента начала вынужденной эвакуации, для правильного установления фактических обстоятельств суду необходимо было сделать запрос в Военно-гражданскую администрацию Херсонской области для установления, проживала ли Васина Н.Г. до февраля-марта 2022 года по указанному истцом адресу: <адрес>, либо по иному адресу на территории Херсонской области на постоянной основе.
Кроме того, суду первой инстанции необходимо установить, осуществляла ли Васина Н.Г. трудовую деятельность на территории Херсонской области, каков род ее занятий, с кем она проживала, выезжала ли за пределы области, если да, то на какое время за последний период. Аналогичные запросы следовало сделать в уполномоченные органы на территории ДНР.
Суд апелляционной инстанции не устранил ошибки, допущенные судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебный акт, постановленный апелляционным судом, нельзя признать законным и обоснованным. Допущенные судом нарушения норм права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции"), судебная коллегия считает нужным отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 февраля 2025 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Краснодарский краевой суд.
Председательствующий судья И.И. Мотина
Судьи Е.К. Фрид
Е.В. Якубовская
Мотивированное определение в окончательной форме составлено 05 мая 2025 года.
